Дранишников, В. В. И. Ф. Ушаков - защитник Отечества, учёный, человек // «Любимые мои учителя...»: очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – С. 61-73.

Заглавными буквами написаны 3 слова: «память», «мама», «тятя». И еще важная деталь: в 11 лет ребенок называет себя по имени-отчеству «Иван Федорович». После окончания семилетки И.Ф. Ушаков поступил в педагогическое училище в Вичуге. Учился отлично, получил красный диплом и без экзаменов был принят в Ива­ новский педагогический институт. Поработал учителем недолго: в сентябре 1939 года был призван на службу в РККА (рабоче-крестьянскую армию). С 1941 по 1945 гг. участвовал в боевых действиях. Всю войну - на передовой. Освобождал Румынию, Венгрию, Югославию, Австрию. Несколько раз был ранен и контужен. Награжден орденами и медалями, но больше всего дорожил медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Демобилизовался лишь в 1946 году, т.е. прослужил в армии 6 лет. За это время имел возможность прочитать всего лишь 2 (!) книги... Какие способности, волю должен иметь человек, 6 лет оторванный от мира зна­ ний, чтобы в трудное, голодное послевоенное время успешно окончить сначала Магни­ тогорский пединститут, а потом аспирантуру при Ленинградском педагогическом ин­ ституте им. М.Н. Покровского. Кто знает, может 6 лет жизни в качестве защитника Отечества и сформировали в нем те нравственные черты личности (честность, мужество, скромность, принципиаль­ ность, неприхотливость в быту, доброжелательное отношение к людям, доступность и демократизм в общении), без которых, на мой взгляд, невозможно стать большим уче­ ным и которых иногда не хватает способным и талантливым молодым людям, изучаю­ щим историю нашего края. В институте И.Ф. Ушаков познакомился со своей будущей женой. Вот как об этом рассказывает сама Вера Никифоровна: «Это было так давно и так памятно... Маг­ нитогорский педагогический институт. 1 сентября 1946 года, 8.30 утра. Я студентка 1 курса исторического факультета, пришла пораньше, чтобы найти аудиторию № 19, где должна была состояться первая в моей жизни вузовская лекция. В проеме двери, ярко освещенном лучами солнца, стоял солдат, коридор еще был пуст от студентов. Солдат, или, как их называли в то время, фронтовик, был одет во все армейское обмундирование: кирзовые сапоги, вылинявшие солдатские брюки- галифе и выгоревшую гимнастерку. На вид очень красивый. Голову венчала высокая шапка кудрявых русых волос. Он обратился ко мне: «Девушка, вы к нам?» - «Если здесь занятия первого курса истфака, то сюда». Солдат продолжал: «Хотите - садитесь со мной за первый стол, а хотите - за мной». Мне не понравился солдат: показался развязным, очень смелым, грубоватым. До сих пор не могу понять, почему я тогда приняла решение сесть позади него. И так мы просидели 4 года - и при переходе в другие аудитории никто не занимал наши места. Уже на I курсе Ваня выделялся жаждой познания - штудировал не только реко­ мендованную литературу, но и пополнял свои знания из множества других источников. Его рефераты, курсовые работы, выступления на семинарах резко отличались от работ других студентов. На I курсе ему была назначена Сталинская стипендия - 750 рублей (обычная - 240), которую он получал все 4 года. В первый же год обучения он стал проявлять ко мне внимание, да и мне он ста­ новился постепенно небезразличен. Наша дружба продолжалась все четыре года. 30 апреля 1950 года мы зарегистрировались и прожили вместе 52 года, 6 месяцев и 14 дней...». Все справедливо говорят об И.Ф. Ушакове как талантливом ученом-краеведе. Я думаю, что Иван Федорович был еще и прекрасным воспитателем. У основоположника 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz