Дранишников, В. В. Мурманский Даль : об И. С. Меркурьеве // «Любимые мои учителя...» : очерки об ученых, преподавателях-методистах, организаторах учебно-воспитательного процесса в МГПУ / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2009. – С. 34-39.

циональны. Рассказ состоял из обрывочных эпизодов, вздохов, длинных пауз, когда слезы мешали говорить. Вот его рассказ вкратце: «На войне призывники, если выжива­ ли, быстро становились воинами. Народ-то наш мудрый, сил у него непочатый край. Вот если бы воевать не мешали - сколько бы жизней сохранили. Помню, перед наступ­ лением получили мы приказ провести в тылу разведку боем. Удачно проползли через линию фронта, углубились в тыл к немцам. Вышли в небольшой деревушке. Под при­ крытием высокого берега незаметно подошли к домам. Сняли часового. Забросали избу гранатами. Выпрыгивающих из окон фашистов уничтожили автоматными очередями - так без потерь взяли деревню. Послали связного в штаб и ждем указаний. Думали, при­ кажут остаться и ждать подкрепления: позиция для боя удобная. Но нам приказали вернуться, мы и ушли. А через несколько дней началось наступление, и нашей роте бы­ ло приказано взять ту же самую деревушку. А фашисты уже успели вернуться, соору­ дили пулеметные гнезда, поставили мины. Деревня-то на пригорке, а перед ней поля... несколько раз поднимались в атаку, десятки людей положили. Так и не взяли деревню, обошли стороной...». Потом он засобирался: «Надоел я вам своими рассказами. От дел отвлекаю». Попрощался скороговоркой и ушел. Оказалось, что это была наша последняя встреча. Я часто вспоминаю Ивана Севастьяновича: и в День Победы, и когда читаю «скороспелые» книги по краеведческой тематике некоторых начинающих историков, и особенно когда приходится быть участником спонтанно возникающих дискуссий «о жизни». Уже давно я обратил внимание, что разъединяет людей не возраст, не нацио­ нальная принадлежность, социальное положение и уровень образования, а нравствен­ ная позиция и иерархия духовных ценностей. Например, мне не нравятся песни Гарика Сукачева, но я был приятно удивлен, когда прочитал в интервью с этим музыкантом, что один из его любимых фильмов - «Летят журавли», что он очень ценит игру Батало­ ва и Самойловой. Эти суждения совпали с моими мыслями: в принципиальных нравст­ венных вопросах мы в чем-то едины. Но главная причина непонимания между людьми - отсутствие информации о людях, с которыми мы общаемся. Если бы мне - человеку, жившему в раннем детстве на оккупированной Украине, - сказали бы в студенческие годы, что И.С. Меркурьев - фронтовик, то наши отношения сложились бы, возможно, по-другому. Мы, подростки послевоенной поры, делили всех мужчин на две категории: фронтовиков и нефронтовиков. Мы не щадили учителей, не владевших дисциплиной в классе, особенно «доставалось» учителям немецкого языка. Исключением были лишь фронтовики... Среди многих материалов об И.С. Меркурьеве в музее нашего вуза есть один очень интересный и неформальный документ. Это стихотворение, написанное профес­ сором И.Ф. Ушаковым, часто посвящавшим свои стихи коллегам: О прошедшей войне Он рассказывал мне, Как в атаку бежал, Как изувеченный, С простреленной печенью На нейтралке сутки лежал. По Поморью ходил он 1 7 лет ~ Полевой, волевой краевед. Изреченья поморов собирал, Бытовой их уклад описал, Сделал рисунки старинных вещей, Что сохранились до наших дней. 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz