Дранишников, В. В. История родного края : учебное пособие для учащихся 5 классов школ Мурманской области / В. В. Дранишников. – Мурманск : Мурманский областной научный центр, 1993. – 176 с. : ил.

шесть школ на 4340 мест. Это были лучшие каменные здания города. Интересно, что проект мурманской школы № 12 был представлен на проходившей в 1939 году в Нью-Йорке Всемирной выставке, где он был отмечен международной премией за совершенство архитектурного стиля, образ­ цовое оборудование и прекрасное эстетическое оформле­ ние здания. В 20—30-е годы в области было осуществлено всеоб­ щее начальное образование в сельской местности и семи­ летнее — в городах. Успешно ликвидирована неграмот­ ность взрослого населения. Кольский край стал террито­ рией сплошной грамотности. Какие решения по развитию народного образования края принял I съезд Советов? Когда возникли на Мурмане пионерская и комсомольская организации? Каковы итоги развития народного образования в 20 — 30-е годы? ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 1. Нужна помощь Семья покойного учителя Филянова голодает. Филя- нов пробыл народным учителем 16 лет, он оставался на славном посту до последнего дня жизни. Пять человек семьи — жена и малые дети, лишены всяких средств к жизни, им грозит голодная смерть. Нет, мы не можем забыть семьи народного учителя Филянова, отдавшего свою жизнь просвещению деревни, он умер в селе Кузомени на Терском берегу еще в прошлом году. Спросите всех, кого только встретите, про этого тру­ женика, и они вам ответят в один голос: "Да, он боролся всеми средствами и способами над темнотою деревни, и умер в непосильной борьбе от истощения” . Нас больше чем удивит, если Губоно, Политпросвет и другие организации обойдут молчанием вопиющую нужду семьи учителя Филянова. Она нуждается в хлебе, обуви, одежде и жилище. И помощь нужна ей не завтра, а сегодня. К-н. (Заметка из газеты "Полярная правда’’, 1923 г.). Какие выводы можно сделать из этой заметки? 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz