Дранишников, В. В. История родного края : учебное пособие для учащихся 5 классов школ Мурманской области / В. В. Дранишников. – Мурманск : Мурманский областной научный центр, 1993. – 176 с. : ил.

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ ”В НАЧАЛЕ ЖИЗНИ ШКОЛУ ПОМНЮ Я...” Так писал еще в XIX веке А. С. Пушкин. Так может сказать сегодня каждый из нас. Все мы вышли из детства, все мы вышли из школы. Одни школу любили, другие — не очень. Бывает, обиду на школу хранят ’’всю оставшуюся жизнь” . Но всем ученикам она пыталась дать знания, научить ”уму-разуму” , сде­ лать добрыми и честными. Не всегда это хорошо получалось. И все-таки, я думаю, нет взрослого человека, у которого не было бы любимого учителя, школьного друга. Как же развивались школы Заполярья после установ­ ления Советской власти? В марте 1920 года в Мурманске состоялся I съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и ры­ бацких депутатов. Среди многих важных, неотложных вопросов рассматривался и вопрос о народном образова­ нии. Картина была безрадостная. За годы гражданской войны закрылось 9 школ, остальные нуждались в капи­ тальном ремонте. Не было новых программ, учебников, школьного оборудования, топлива. Не хватало учителей. А те что были, голодали... По решению съезда, в школах вводилось для детей бесплатное питание, изыскивались средства для зарплаты учителям. Некоторые из них не получали жалованья в те­ чение многих месяцев. На период летних каникул плани­ ровалось вывезти всех детей в возрасте до 16 лег на отдых в южные районы страны. 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz