Дранишников, В. В. История родного края : учебное пособие для учащихся 5 классов школ Мурманской области / В. В. Дранишников. – Мурманск : Мурманский областной научный центр, 1993. – 176 с. : ил.

ссылки, ни каторги. Ить почему мы не можем-то челове­ чью жизнь сотворить? А потому, что все порознь дей­ ствуем, всяк за себя. Вот они-то, ссыльные, и советуют, чтобы мы, рабочие, да наши братья-мужики в одну силу собрались, как пальцы в "Кулак. Чтоб дружно, артельно поднялись, тогда и дело будет. И законные требования свои хозяину представить. А не выполнит он их — бросай работу, не трусь, борись до последнего! Вот помогли мне написать, что требовать-то надо. Его поторапливали: — Не тяни резину, читай, что написано. Он достал лист бумаги и начал громко, по слогам читать. Все слушали внимательно, и каждый думал: ”Верно-то как, как будто наши мысли подслушали, как будто нами написано” . Представитель стачечного комитета записывал требо­ вания рабочих. Тут кто-то крикнул: ”У кого флаг? Давай его сюда! Пусть знают наших! Федотыч, запевай!” Через, несколько минут из заводских ворот с песней вышла колонна рабочих: Смело, товарищи, в ногу, Духом окрепнем в борьбе, В царство свободы дорогу Грудью проложим себе... Вдруг пение сбилось, раздались голоса. Кто-то зло кричал: ’’Сюда его, дармоеда! Пусть под флагом идет!” Рабочие толкали в гущу колонны управляющего заво­ дом. Пришлось ему подчиниться. Он шел под красным знаменем, оглушенный пением, а губы в страхе шептали: ’’Господи, откуда крамола? Что же это на белом свете творится!” Молодой парень, который шел с ним рядом, улыба­ ясь, объяснил: ’’Революция это называется, понимаешь, ре-во-лю-ция!” Что способствовало революционным выступлениям рабочих на Мурмане? ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ. Какие книги вы читали о первой русской революции? Сколько лех. прошло со времен вооруженного восстания в Москве? 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz