Дранишников, В. В. История родного края : учебное пособие для учащихся 5 классов школ Мурманской области / В. В. Дранишников. – Мурманск : Мурманский областной научный центр, 1993. – 176 с. : ил.

Трудно было учиться в такой ’’школе” . Учитель не имел специального педагогического образования. Обуче­ ние строилось на зубрежке и строгости. Грамотные поморы любили читать, приобретали кни­ ги и даже вели ’’летописи” о событиях местной жизни. То есть и тогда были краеведы. Первая начальная школа, приходское училище в Ко­ ле, была открыта в 1839 году. Но во второй половине XIX века в связи с развитием капитализма на Кольской земле создается сеть церковноприходских школ. Особенно много неграмотных было среди саамов. Учить их было очень трудно, так как они почти не знали русского языка. В 1895 году для них была издана специ­ альная ’’Азбука для лопарей” . Однако саамы получали самые поверхностные знания. Школы края были плохо обеспечены учебниками, письменными принадлежностями, наглядными пособи­ ями. Учительница одной из школ пишет в Алекса­ ндровскую уездную управу: ’’Тетрадей нет. Ручек и чер­ нил не было с осени” . Из отчета Пазрецкого училища за 1917 год узнаем, что ’’учебных дней в году было 58... На 1 января в училище обучалось 6 мальчиков и 3 девочки” . Накануне революции на Кольской земле было 37 церковноприходских школ, в которых обучалось 909 де­ тей. А средней школы не было ни одной. Половина детей в возрасте 8—11 лет оставалась без обучения. Почему среди поморов было много грамотных людей? Кто, где и как обучал поморских детей? Дайте харак­ теристику развития народного образования в нашем крае. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 1. Школа в Ловозере Школа помещалась в саамской тупе, имевшей пло­ щадь 9 квадратных метров и высоту 1,78 метра. Четверть классной комнаты занимала плохо сложенная печь. На ней висела доска, а вдоль стен стояли две сколоченные парты. Никакой другой мебели в классе не было. В 1895—96 учебном году занятия посещали 16 мальчиков 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz