Дранишников, В. В. История родного края : учебное пособие для учащихся 5 классов школ Мурманской области / В. В. Дранишников. – Мурманск : Мурманский областной научный центр, 1993. – 176 с. : ил.

НАРОДНАЯ ШКОЛА АЗ, БУКИ, ВЕДИ Население дореволюционной России было полугра­ мотным. Особенно национальные окраины. Не случайно в XIX веке журнал ’’Вестник образования” писал, что для устранения неграмотности в центральных губерниях Рос­ сии потребуется 150—200 лет, а на ее национальных окраинах — до 4600 лет. Однако на Кольском Севере грамотных людей среди поморов было больше, чем среди крепостных крестьян Центра и Юга России. Почему? Промысловая деятель­ ность требовала не только умений и навыков лова рыбы, но и умения вести расчеты при получении жалованья, торговле. А еще надо было уметь вести деловую перепис­ ку, подавать прошения (’’челобитные”), писать завеща­ ния1, купчие2и т. д. Правительство не уделяло внимания образованию простого народа, поэтому поморы сами нанимали учителей. Учителем становился их земляк, грамотный помор, который по возрасту или состоянию здоровья не имел сил ходить в море. Иногда учил детей местный церковнослужитель. За плату, в обычной избе, обучали они будущих ’’мореходов” чтению, письму, счету. 1Завещание — распоряжение какого-либо лица (завещателя) о рас­ пределении в случае его смерти принадлежащего ему имущества между наследниками. 2 Купчая — договор о купле-продаже чего-либо. 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz