Дранишников, В. В. История родного края : учебное пособие для учащихся 5 классов школ Мурманской области / В. В. Дранишников. – Мурманск : Мурманский областной научный центр, 1993. – 176 с. : ил.

Сказка течет и течет. Рассказав, Елизавета Ивановна прибавляет: ”Ну, будет на сегодня, устала. Сколько бу­ маги-то исписал, покажи” . И улыбается добрым мор­ щинистым лицом. Сказку Елизавета Ивановна чувствует удивительно живо. Подчас, отвлекаясь, поясняет какое-нибудь сказоч­ ное событие примерами из своей жизни и воспоминаний терчан... Тут я хочу сказать про одну особенность сказки. Одно дело — читать ее по книжке, читать про себя. Другое — слушать в живом рассказе. Когда читают про себя — пропадает выразительность устного слова и обаятельность живой речи. Детям сказки надо не просто читать, а рассказывать. Для воспитания чувства родного языка это имеет первостепенное значение. (Д. Балашов. Из вступления в книге ’’Сказки Терского берега”. Мурманск, 1972). Кто был лучшей сказительницей Терского берега? Ка­ кую особенность сказки отмечает писатель? 3. Саамская вышивка Сама по себе саамская вышивка, орнамент которой создается путем нанесения бисера на однотонное (обычно красное) сукно, можно сказать явление уникальное. Вы­ шивкой декорированы, украшены самые различные пред­ меты: упряжь для оленей, пояса, игольницы, мужские и женские головные уборы и многие другие вещи повсе­ дневного обихода саамов... Одна из особенностей саамского узора — его бес­ прерывность. Узелки завязывались в самом редком слу­ чае, потому что шили раньше оленьими жилами, на которых трудно делать узлы. Поэтому и узоры были тонкими, изящными по исполнению. Со временем менялся традиционный саамский кос­ тюм, появлялись новые предметы быта. В украшениях одежды и обуви стали попадаться меховая мозаика, но­ вые орнаментовые композиции. Вместе с тем глубоко национальными остались украшения головных уборов 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz