Дранишников, В. В. История родного края : учебное пособие для учащихся 5 классов школ Мурманской области / В. В. Дранишников. – Мурманск : Мурманский областной научный центр, 1993. – 176 с. : ил.
Сказка течет и течет. Рассказав, Елизавета Ивановна прибавляет: ”Ну, будет на сегодня, устала. Сколько бу маги-то исписал, покажи” . И улыбается добрым мор щинистым лицом. Сказку Елизавета Ивановна чувствует удивительно живо. Подчас, отвлекаясь, поясняет какое-нибудь сказоч ное событие примерами из своей жизни и воспоминаний терчан... Тут я хочу сказать про одну особенность сказки. Одно дело — читать ее по книжке, читать про себя. Другое — слушать в живом рассказе. Когда читают про себя — пропадает выразительность устного слова и обаятельность живой речи. Детям сказки надо не просто читать, а рассказывать. Для воспитания чувства родного языка это имеет первостепенное значение. (Д. Балашов. Из вступления в книге ’’Сказки Терского берега”. Мурманск, 1972). Кто был лучшей сказительницей Терского берега? Ка кую особенность сказки отмечает писатель? 3. Саамская вышивка Сама по себе саамская вышивка, орнамент которой создается путем нанесения бисера на однотонное (обычно красное) сукно, можно сказать явление уникальное. Вы шивкой декорированы, украшены самые различные пред меты: упряжь для оленей, пояса, игольницы, мужские и женские головные уборы и многие другие вещи повсе дневного обихода саамов... Одна из особенностей саамского узора — его бес прерывность. Узелки завязывались в самом редком слу чае, потому что шили раньше оленьими жилами, на которых трудно делать узлы. Поэтому и узоры были тонкими, изящными по исполнению. Со временем менялся традиционный саамский кос тюм, появлялись новые предметы быта. В украшениях одежды и обуви стали попадаться меховая мозаика, но вые орнаментовые композиции. Вместе с тем глубоко национальными остались украшения головных уборов 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz