Дранишников, В. В. История родного края : учебное пособие для учащихся 5 классов школ Мурманской области / В. В. Дранишников. – Мурманск : Мурманский областной научный центр, 1993. – 176 с. : ил.
”Ах, ты прялица — куделица моя, Я не выброшу на улицу тебя. Буду прясти — попрядывати, По беседочкам побегивати...” Докажите, что прялка — это не только орудие тру да, но и произведение народного творчества. ИКОНОПИСЬ А сейчас мы поговорим об искусстве, судьба которого сходна с судьбой сказочной Золушки, красоту, ум, доб роту которой современные люди открыли не сразу. Иконы — это картины с религиозным содержанием. Их писали на деревянных досках специальными крас ками, приготовленными на яичных желтках (темпера). На иконах изображали святых, ангелов, сцены из библейских легенд, а иногда и исторические события: битвы или сцены из жизни тех или иных князей, духовных лиц. Например, на Севере была распространена икона, изображающая святых Саватия и Зосиму. Это конкрет ные исторические личности, основатели Соловецкого мо настыря. За благие дела церковь возвела их после смерти в ранг святых. Церковь предписывала изображать своих ’’героев” с определенными чертами лица, в традиционных одеж дах. Даже цвет был предусмотрен соответствующими правилами и был носителем определенного символа. На пример, синий цвет — цвет надежды, фиолетовый — власти и т. д. В Кольском крае распространены были иконы север ного письма. Расцвет новгородской иконописи приходит ся на XV век. Основным источником вдохновения древ них мастеров были вера в бога, жизнь и опыт людей. В новгородской иконописи просматривается хозяй ственное отношение к функциям и значению христиан ских святых. В старинном русском стихе точно указано, кого берут под свое покровительство различные святые: Хлор и Лавор — лошадок, Власий — коровок, Настасий — овечек, Василий — свинок, 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz