Дранишников, В. В. История родного края : учебное пособие для учащихся 5 классов школ Мурманской области / В. В. Дранишников. – Мурманск : Мурманский областной научный центр, 1993. – 176 с. : ил.

Среди разнообразных предметов крестьянского быта прялка не случайно украшалась с особой тщательностью и любовью. Девушки осенними и зимними вечерами с прялками шли на посиделки. Искусно вырезанная, праздничная прялка выделяла хозяйку среди подруг. Осо­ бенно красивые прялки передавались по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Часто прялка была подарком. Об этом свиде­ тельствуют дарственные надписи типа: ”Сия прялка Авдотьи Степановны. Кого люблю, того дарю” . Жених дарил прялку невесте, отец — дочери, муж — жене. Каждый хотел сделать подарок на редкость и удивление. И сегодня прялки украшают многие поморские избы. Для изготовления северной прялки нередко срубали целое дерево с корнем. Из нижней части ствола вырезали лопастку с фигурной ножкой, а из горизонтального от­ ветвления корня — донце. Назывались такие прялки — ’’копыльными” , т. е. корневыми. Ее верхушку венчают округлые главки, повторяющие контур шатрового по­ крытия церквей. Фигурная ножка перекликается с узорны­ ми столбиками крылец, а свесы напоминают балясины северных изб. Ученые выделяют 12 типов северных прялок. Самые выразительные из них — северодвинские прялки. Их рас­ писывали деревенские живописцы — потомки древних новгородцев. Эти прялки привлекают яркостью красок, разнообразием сюжетов. Здесь и сказочно красивые фан­ тастические звери и птицы, и необычные растения. Самые будничные предметы, вышедшие из рук народных худож­ ников, становились нарядными, радовали глаз, скраши­ вали тяжелый труд. Прядение — работа сложная. Усевшись за прялку, пряха брала в правую руку веретено, а левой осторожно захватывала немного волокна и вытягивала его в нить, все время скручивая, чтобы нитка была прочной. ’’Пять овечек стог подъедают, пять овечек прочь от­ бегают” , — так говорит об этом народная загадка, где пять пальцев подобны овечкам, кудель — стогу сена. Прялка, как один из самых красивых предметов крестьянского быта, воспевалась и в народных песнях. И сейчас старушки на Севере поют: 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz