Дранишников, В. В. История родного края : учебное пособие для учащихся 5 классов школ Мурманской области / В. В. Дранишников. – Мурманск : Мурманский областной научный центр, 1993. – 176 с. : ил.
МОНАСТЫРИ — ФЕОДАЛЫ СЕВЕРА КАК МОНАСТЫРИ ВОЗНИКАЛИ И ХОЗЯЙСТВО РАСШИРЯЛИ Царь, князья и бояре поощряли создание на Севере монастырей. По разным причинам шли туда люди. Одни верующие надеялись после смерти в рай попасть. Дума ли, что в раю их ждет счастливая жизнь. На земле-то не много счастья у бедняков. Другие — хотели выслужиться, надеясь занять в монастыре высокие должности. А были и такие/ кто хотел укрепиться за стенами монастыря, чтобы избежать наказания за преступления. Освобождал монастыри от повинностей царь, разре шал им заниматься промыслами, торговлей. За монас тырскими стенами, рядом с церковью, вырастали дома, хозяйственные постройки, промысловые заведения. На досуге монахи переписывали книги, проповедовали среди лопарей христианство. Постепенно монастыри завладели угодьями1, которые раньше принадлежали крестьянам и саамам. А за поль зование угодьями стали брать большие подати с бывших их хозяев. В XV веке на островах Белого моря был основан Соловецкий монастырь. Он захватил земли и на Терском берегу. В XVI веке возникли Кандалакшский и Печенг- ский монастыри. 1Угодья — участки земли, на которых занимаются сельскохозяйствен ной деятельностью. Угодья бывают сельскохозяйственные (земельные), лесные, рыбные, охотничьи. 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz