Дранишников, В. В. История родного края : учебное пособие для учащихся 5 классов школ Мурманской области / В. В. Дранишников. – Мурманск : Мурманский областной научный центр, 1993. – 176 с. : ил.

Нередко в школе, да и не только в школе, можно сказать, в сознании многих запечатлено стереотипное представление об истории как предмете ’’десертном” или вообще вспомогательном. Думается, что дело здесь в том, что в преподавании школьном фактор духовного роста подчинен другому фактору: за аксиому вольно или невольно принимается, что ’’геометрия” ’’весит” во сто крат больше, чем история или литература. И происходит вот что: о том, что раньше вкладывали в понятие души, складывается представление как о чем-то неизмеримо второстепенном в сравнении с миром ’’веч­ ным” . Во что выливается это, хорошо известно, жизнен­ ные силы у юноши возрастают, а духовные центры оста­ ются чуть ли не в эмбриональном состоянии. (Из статьи академика Б. Рыбакова ’’Живая сила веков”. Советская Россия. 18 марта 1987 г.). Пояснения к документу Стереотипный — общеизвестный, шаблонный, т. е. упрощенное, привычное представление о чем-либо (в дан­ ном случае об истории). Аксиома — положение, принимаемое без доказа­ тельств. Эмбрион (греч. — зародыш) — ’’эмбриональный” , т. е. находящийся в начальной стадии развития. 2. Мысли об истории Хотелось бы заметить: понять современность, понять современную эпоху, ее величие, ее значение можно только на огромном историческом фоне. Если мы будем смот­ реть на современность с расстояния десяти, двадцати, сорока или даже пятидесяти лет, мы увидим немногое. Современную эпоху можно по-настоящему оценить толь­ ко в свете тысячелетий... Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, бывшие ’’участниками” его юности, свидетелями

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz