Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.

О СЕБЕ С ЮМОРОМ 95 Сначала я задал вопрос для разминки. - Тебя как зовут? Он так растерялся, что с полминуты молчал. Наконец, дрожа­ щим голосом произнес: - Миша. - Ну, Миша, молодец. Раз заговорил — все будет в порядке. А теперь, Михаил, найди на карте Москву. Посмотри внима­ тельно на карту и скажи, какие воинские соединения немцев наступали на Москву и какие войска ее обороняли? На карте была таблица-врезка, показывающая соотношение сил. Я помог Мише ее найти, а он прочитал то, что там было напи­ сано. Конечно, на расстоянии могло показаться, что он отвечает убедительно: ученик что-то говорит и пользуется картой. Второй вопрос был по обществоведению, и здесь уже не было спасительной карты. Я усадил Мишу спиной к комиссии, сел ря­ дом и, как положено, задал ряд вопросов на знание понятийного аппарата. Миша выразительно молчал, у него снова задергалось веко, а щеки залились нервным румянцем. Ничего не помога­ ло. В голову пришла спасительная мысль — расспросить его о чем-нибудь, не имеющем отношения к школе, может, тогда он успокоится и хоть что-нибудь ответит. - Миша, а где ты отдыхал летом? Он растерянно смотрел на меня, ничего не понимая. Пришлось повторить вопрос. - Ну, где же ты отдыхал? Вспоминай, вспоминай, не молчи... Наконец, он понял мою задумку и бодро заговорил: - На Украине был, у бабушки под Киевом. Я перебил его шепотом: - Да не ори ты, мы в классе не одни, отвечай вполголоса. Мы продолжили разговор, и речь зашла о рыбалке. - Рыбу-то там есть где ловить? - Да, там в искусственных прудах карпа разводят. - А на какую наживку карп лучше идет? Минут пять мы с удовольствием поговорили о нашем общем увлечении. Потом я похлопал его по плечу и громко сказал: - Ну ладно, молодец! — а потом подошел к экзаменационному столу, где сидела комиссия, и подвел итог. - Ответ слабый, много «воды», плохо ориентируется на кар­ те. Недостаточно хорошо устанавливает причинно-следственные связи исторических событий, нечетко владеет понятийным аппа

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz