Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.

94 МГНОВЕНИЯ ЖИЗНИ. СУДЬБА. ПАМЯТЬ комиссия, в которую наряду с директором школы и учителем истории входили также работники райкомов и горкома комсомола, инструкторы обкома КПСС. В каждом классе среди выпускников было несколько человек, которые за все годы учебы ни разу не смогли даже ответить у доски. Их оценки за четверть складывались из оценивания простейших форм работы с учебником или контурной картой. Конечно, на экзаменах по другим предметам их было легко «вытянуть» — исправить ошибки в сочинении, написать решение задачи, но на устном экзамене по истории и обществоведению при ответах на сложные объемные вопросы помочь таким детям было невозможно. Правда, на экзамене можно было пользоваться справочной литературой и плакатами, но уровень практических умений у таких школьников был настолько низок, что они не могли пользоваться даже этими официальными «шпаргалками». Однажды на экзамене у меня готовился к ответу именно такой ученик, а в комиссии, как назло, сидели два партийных работника. Я мучительно соображал, чем же можно помочь, как обмануть комиссию. Написал директору записку: «Уведите гостей минут на десять в буфет или на экскурсию в теплицу или музей». Но партийные деятели оказались догадливыми и отказались, мотивируя это тем, что «пришли работать, а не гулять». И тут меня осенило! Я обратился к комиссии с таким предло­ жением. - Сейчас у меня будет отвечать ученик, который сильно заика ется. Его ответ займет много времени, а он еще и стеснительный. Можно, я ознакомлюсь с его записями, а потом опрошу у кар­ ты в другом конце класса, чтобы не задерживать других детей, готовых к ответу? Конечно, ученика пожалели. На нем и так от страха лица не было: дергалось веко, ручка тряслась в руках. На листке были всего лишь два предложения — переписанные с билета вопросы. Я подвел его к карте по Великой Отечественной войне (первый вопрос был о разгроме фашистов под Москвой). Кстати вспом­ нил анекдот о том, как домашний учитель принимал экзамен у недоросля, папа которого был очень богатым, а ребенок — очень ленивым. Учителю не хотелось терять высокооплачиваемую работу, поэтому он всегда задавал ученику вопросы подобного рода: «Какого цвета был белый конь, на котором ехала Наташа Ростова?»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz