Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.

92 МГНОВЕНИЯ ЖИЗНИ. СУДЬБА. ПАМЯТЬ в окружении кричащих подростков, она растерялась. Наступила тишина, а я так опешил, что даже не подумал спрыгнуть. Пауза длилась недолго. Потом Мария Федоровна, не говоря ни слова, вышла из класса. Я уже говорил, что работа в школе доставляла мне боль­ шое удовольствие, но некоторые обстоятельства часто портили настроение. Главным из них был всеобуч с его итогом — выпуск­ ными экзаменами. Я до сих пор глубоко убежден, что всеобщее обязательное среднее образование, которое в целом успешно осу­ ществлялось в СССР, является самой большой победой советской школы. Но давалась она тяжелым трудом. Были многочисленные и весьма серьезные недостатки, характерные для любой «обяза­ ловки». Мы плохо развивали у детей мотивацию обучения, ведь в государстве, где интеллектуальный труд никогда не оплачи­ вался достойно, это было очень сложной задачей. Как правило, таксист или заправщик бензоколонки получали намного больше, чем ученые. Работники торговли и общественного питания не бедствовали из-за весьма развитого блата и левых заработков. А уж сколько в стране было «несунов», а между тем нынешнее поколение молодежи даже не знает, кто это такие. Поясню. Това­ ров в магазинах было мало, да и те достаточно низкого качества, поэтому люди, производившие какую-либо продукцию, тащили с работы мимо проходной все, что можно было унести. Даже мелкого воровства не стеснялись, и все, что можно было стащить, шло либо в семью, либо на продажу или обмен... Конечно, существовали давно известные методы работы с пе­ дагогически запущенными детьми, включавшие серьезную психо­ логическую диагностику, выявление пробелов в знаниях, работу по индивидуальному плану, включение в познавательную деятель­ ность за счет педагогического мастерства учителя. Но делать все это в массовой школе при огромной перегрузке и мизерной зарплате, только на энтузиазме, было трудно. Поэтому и родители, и дети быстро осознали, что за неуспева­ емость учителя несут гораздо большую ответственность, чем они сами. У детей стало формироваться ложное представление: они учатся не для себя, а для школы и государства. При конфликтах с учителем по поводу плохой успеваемости ребенка у родителей был железный аргумент — вам, учителям, за работу деньги пла­ тят, вот и учите как следует. В таких условиях очень сложно было учителю оставаться принципиальным и справедливым.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz