Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.
ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ 7 К сожалению, отдавая себя без остатка другим, учите ля, как правило, не пишут мемуаров, не публикуют своих дневников. Есть книги, написанные учителями, но чаще всего это книги о преподавании своего предмета, о педаго гических убеждениях автора. Деятельность же учителя — это урок, живое общение с детьми. А даже самый прекрас ный урок, спустя мгновения, уже в прошлом, и его описать очень трудно. И самый прекрасный текст далеко не все гда может передать живой педагогический процесс, где соединяется все: преподавание и учение, общение и взаимо действие, удачи и неудачи — как учителя, так и ученика... Чаще всего в памяти учеников остается лишь сильное впечатление или воспоминание от отдельного урока или преподавания в целом. Даже у самых талантливых учите лей, обладающих даром слова, не хватает времени и сил описать свой путь в профессию и свою жизнь в профессии. Есть и еще одна причина, по которой учителя редко расска зывают о своей профессии: самими педагогами она чаще всего оценивается как обычная, будничная, лишенная тех событий, о которых стоило бы поведать другим1. А может, за всеми этими «оправданиями» стоит такое состоя ние души, когда человек не может не писать, независимо от того, что в итоге получится и что скажут читатели. Уже в дошкольном возрасте дети пытаются, обычно в рисун ках и стихах, рассказать о своем восприятии окружающего мира. Делать им это трудно, так как мал запас слов, не хватает умений, а главное, жизненного опыта. И тем не менее творчество их уди вительно образно и эмоционально и, что очень важно, объективно передает и их душевное состояние, и реальный окружающий мир. Дети воюющего государства темно-красными красками рисуют войну, в мирное время в рисунках детей россыпи света, счастья, солнца... Особенно ярко стремление к творчеству и самовыражению происходит в юности. Эта естественная эмоциональная реакция на бурно протекающие физиологические и духовно-нравственные процессы, поражающие новизной, силой, не всегда поддающейся 1 Профессия — учитель / А С. Роботова, И Г. Шапошникова, В. А. Родионова и др. — М.: Академия, 2005. — С. 4-5.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz