Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.

В НАЧАЛЕ ЖИЗНИ ШКОЛУ ПОМНЮ Я...* 65 Классный руководитель сказал: «Достаньте дневники и запишите: в субботу в 19 часов состоится классное родительское собрание». Мы, конечно, лукавили. К полутьме быстро привыкли глаза, и по фигуре, росту, голосу все были узнаваемы. Нам просто хотелось «пошухарить*... Я сменил много школ. Начал учиться в знаменитой «пер­ вой мужской». Потом меня как «трудного подростка» перевели по месту жительства в школу № 20. Несколько месяцев был «на перевоспитании» в школе переростков и, наконец, окончил 23-ю школу г. Мурманска. Я этим не бравирую, а уж тем более не горжусь. С гораздо большим удовольствием написал бы о том, что был отличник и окончил среднюю школу с золотой медалью. Но из песни слов не выбросишь, да и хорошая память на свою школьную жизнь, мальчишеские грехи очень помогла мне в учительской деятельности. Сегодня часто студенты, которые прекрасно учились, жалу­ ются на школу. Признаются: «Боялись учителей, администрации. В школе было много формализма и несправедливости». Я понимаю, что в наше время школа была более авторитарна, а уровень психолого-педагогической подготовки был еще ниже. Отсюда многочисленные конфликты учителей не только с отдель­ ными учениками, но и со всем классом. Ряд учителей просто не владел дисциплиной, так как у них отсутствовали педагогические способности. Почему же я любил школу, прощал обиды учителям и о школь­ ной жизни, несмотря ни на что, остались теплые воспоминания? Может быть, говоря современным научно-методическим язы­ ком, у меня была плохо развита культура самоопределения и, как следствие, заниженная самооценка. Возможно. Но главное в дру­ гом. Я был благодарен школе за то, что если «не мытьем, так катаньем» я все-таки ее окончил и получил среднее образование. Не всем моим товарищам это удалось сделать. Думаю, что наше поколение, в том числе и «трудные», несмот­ ря на ужасную невоспитанность и бескультурье, по натуре были люди честные, добрые и благодарные. И еще. Все мы, особенно ♦трудные» подростки, были равноправными участниками учебного процесса. Нас ругали, читали нотации, наказывали педагогически­ ми и антипедагогическими методами, но с нами считались, и мы, когда нужно, могли проявить свою фантазию, коллективизм, если

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz