Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.

62 МГНОВЕНИЯ ЖИЗНИ. СУДЬБА. ПАМЯТЬ Угрозы всегда действовали на нас возбуждающе. Мы начинали дружно, громко мычать, не дожидаясь, когда училка повернется спиной к классу. Она наугад называла фамилию одного из «шуст­ рых» парней: «Синцов! Встань!» Тот вставал. «Ты что, корова? Почему мычишь?!» — Синцов, улыбаясь «шесть на девять», с до­ стоинством встает и поясняет: «Это не я! Слышите?» — а класс тем временем усиливает мычание. — «И потом, почему я корова, а не бык?» Реакция учителей на такое поведение была разная. Одни спокойно говорили: «Соскучились по контрольной? Отвечая на многочисленные просьбы „некоторых товарищей", проведем!» Раз­ давали листочки бумаги и сходу придумывали задания. «Музыка» сразу шла на убыль! Плохих оценок боялись не только девчонки, но и некоторые парни. Другие садились за стол проверять тетради, небрежно бросив: «Проведем урок на шестом часу». Самый неприятный для класса вариант развития событий, когда выведенная из себя учительница звала на помощь директора или завуча. Администрация, в нашем понимании, люди особого, высокого ранга. Это реальная власть, которую мы признавали. Именно они решали самые главные вопросы: вызов на педсовет, на общешкольное родительское собрание, временное исключение из школы, оформляли письма на производство родителям. Когда входил директор или завуч, все смолкали. Админи­ страция нотации не читала. Звучала обычная фраза: «Выявить зачинщиков и направить ко мне. Урок провести после уроков и наказать оставлением в классе на 7 час». Такой метод наказания в учебниках педагогики не значится. Это «открытие» мурманских учителей 50-х годов. Суть его: за серьезное нарушение дисциплины класс оставляли на шестой и даже седьмой урок. Час или два часа подростки, и тот, кто виноват, и те, кто не виноваты, должны были стоять у своих парт. Учительница в это время сидела за столом и проверяла тетрадки. Это было жестокое физическое наказание. Усталые, голодные дети. Многие с ослабленным здоровьем и хроническими заболе­ ваниями. Мы переминалась с ноги на ногу, опирались на край парты. Если кто-нибудь осмеливался присесть на край парты, сразу получал замечание. У нас не было сил даже нарушать дисциплину. Если бы учителя знали, какие недобрые чувства, какую злость и даже ненависть к ним испытывали в это время, они бы отка

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz