Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.
62 МГНОВЕНИЯ ЖИЗНИ. СУДЬБА. ПАМЯТЬ Угрозы всегда действовали на нас возбуждающе. Мы начинали дружно, громко мычать, не дожидаясь, когда училка повернется спиной к классу. Она наугад называла фамилию одного из «шуст рых» парней: «Синцов! Встань!» Тот вставал. «Ты что, корова? Почему мычишь?!» — Синцов, улыбаясь «шесть на девять», с до стоинством встает и поясняет: «Это не я! Слышите?» — а класс тем временем усиливает мычание. — «И потом, почему я корова, а не бык?» Реакция учителей на такое поведение была разная. Одни спокойно говорили: «Соскучились по контрольной? Отвечая на многочисленные просьбы „некоторых товарищей", проведем!» Раз давали листочки бумаги и сходу придумывали задания. «Музыка» сразу шла на убыль! Плохих оценок боялись не только девчонки, но и некоторые парни. Другие садились за стол проверять тетради, небрежно бросив: «Проведем урок на шестом часу». Самый неприятный для класса вариант развития событий, когда выведенная из себя учительница звала на помощь директора или завуча. Администрация, в нашем понимании, люди особого, высокого ранга. Это реальная власть, которую мы признавали. Именно они решали самые главные вопросы: вызов на педсовет, на общешкольное родительское собрание, временное исключение из школы, оформляли письма на производство родителям. Когда входил директор или завуч, все смолкали. Админи страция нотации не читала. Звучала обычная фраза: «Выявить зачинщиков и направить ко мне. Урок провести после уроков и наказать оставлением в классе на 7 час». Такой метод наказания в учебниках педагогики не значится. Это «открытие» мурманских учителей 50-х годов. Суть его: за серьезное нарушение дисциплины класс оставляли на шестой и даже седьмой урок. Час или два часа подростки, и тот, кто виноват, и те, кто не виноваты, должны были стоять у своих парт. Учительница в это время сидела за столом и проверяла тетрадки. Это было жестокое физическое наказание. Усталые, голодные дети. Многие с ослабленным здоровьем и хроническими заболе ваниями. Мы переминалась с ноги на ногу, опирались на край парты. Если кто-нибудь осмеливался присесть на край парты, сразу получал замечание. У нас не было сил даже нарушать дисциплину. Если бы учителя знали, какие недобрые чувства, какую злость и даже ненависть к ним испытывали в это время, они бы отка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz