Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.

«В НАЧАЛЕ ЖИЗНИ ШКОЛУ ПОМНЮ Я...* 57 3-4 чайника на двоих. Это не просто. Приходилось бежать в туа­ лет, вставлять в рот, ближе к горлу, два пальца и освобождать желудок. В играх было много жестокости. Например, проигравшего в безвинной игре — «подкидного дурака» — били колодой карт по носу так, что у пострадавшего невольно бежали слезы. В игре «вор, сыщик, судья, палач» провинившегося наказывали «горячими» и «холодными» ударами двух пальцев по руке. «Горячему» удару предшествовала процедура смачивания руки слюной, что усили­ вало его силу. Били по 20-50 и более раз. После ударов рука сначала краснела, потом появлялись синяк и опухоль. Тот, кого наказывали, должен был не просто терпеть, но еще и улыбаться, показывая всем своим видом, что для него вся эта экзекуция су­ щий пустяк. Но когда он сам становился в процессе игры палачом, он мстил своему обидчику. Очень уважали мы «специалистов» по матерщине. Даже со­ ревнования устраивали — кто больше скажет ругательных слов. Помню, как спустя время я удивился, узнав, что есть раздел русского языка, который изучает «мат». Был еще один способ завоевания уважения нашей компании — талант «хохмить» на уроке. Высшим проявлением этого «искус­ ства» являлось умение задать такой глупый вопрос или сказать такую шутку или глупость, которые вызывали взрыв смеха все­ го класса, даже девчонок. И чем дольше класс не мог придти в рабочее состояние, чем больше была раздражена учительница, тем большее удовольствие испытывали шутник и однокашники. Часто шутки были глупыми и совершенно не смешными, а класс все равно взрывался смехом. Ради этого «эстрадного успеха» шли на большие жертвы: запись в дневник, удаление из класса, полу­ чение двойки, визит к директору или завучу и, самое неприятное, вызов в школу родителей. Теперь я понимаю, что такое поведение — некий подсозна­ тельный способ снять усталость и стрессовое состояние, которые возникали в полярную ночь от страха получить не только двойку, но самое обидное, и это мы не прощали, унизительную нотацию, сопровождающуюся оскорблением не только ученика, но часто и родителей. Примерно так комментировали учителя наши неудовлетвори­ тельные ответы: «Ты зачем ходишь в школу? Штаны просиживать? Государство на тебя, бездельника и разгильдяя, тратит огромные

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz