Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.

ПРОФЕССИЯ - ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА 33 страну, спасли нас от гибели. Однажды мама с сожалением ска­ зала: «Их бы на руках носить, а мы медяки бросаем. А кого винить? Такое выдюжили, а тут еще голод...» Сегодня я понимаю, как непросто было им, вчерашним храбрым воинам, даже в ка­ честве инвалидов, просить милостыню. Поэтому свой хлеб они отрабатывали как могли, как умели, но не задарма. В жизни иногда происходят события, которые невозможно представить даже в самом страшном сне. Например, в 1945 году кто мог предположить, что дети военного поколения в 70-90-е го­ ды будут стрелять по памятникам боевой славы, разрушать воин­ ские захоронения, поставленные их же сверстниками, увлекаться не в шутку, а всерьез фашистской символикой? Конечно, таких недоумков немного, но они все-таки живут среди нас. Я думаю о том, как много надо было допустить ошибок государству, обще­ ству, нам, воспитателям, чтобы пожинать такие горькие плоды? Да и причины беспамятства, равнодушия и жестокости молодежи очень глубоки... После Великой Отечественной войны в мире начался период «холодной войны», поэтому школа наряду с общечеловеческими, ре­ шала идеологические и классовые задачи. Одной из них было — воспитание ненависти к своим классовым противникам в ли­ це международного империализма, а значит, в первую очередь, к США, ФРГ и другим странам НАТО. Поэтому все события в мире и стране оценивались не с точки зрения справедливости, а идеологических и политических интересов. Например, как учитель истории, я был в первую очередь «рядовым идеологического фронта», и на уроках, посвященных изучению событий 1941-1945 годов, среди прочих воспитатель­ ных задач должен был ставить задачу формирования ненависти к классовым противникам. Неслучайно даже выдающийся педа­ гог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ненависти нам нужно учить так же, как и доброте». Этот необходимый, вероятно, в то время узкий классовый подход и дал негативные результаты в воспитании, причем в самых неожиданных проявлениях. После войны в местах, где шли жестокие бои, а сейчас стоят памятники, работали геологи. Именно рабочие геологических пар­ тий и положили начало мародерству, вскрывая немецкие могилы в целях поиска золотых коронок, украшений, оружия. Позднее их примеру последовали некоторые школьники и учащиеся ПТУ. Правоохранительные органы и общественность никак не реагиро

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz