Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ КРАЕВЕДА А. А. КИСЕЛЕВА 331 десятилетий сотрудничал с Еленой Сергеевной как руководитель школьного музея, и воспоминания об этом сотрудничестве оста­ лись самые хорошие. Она была ведущим специалистом края в области музееведения, именно в годы ее руководства областной краеведческий музей достиг высочайшего уровня развития, стал духовным и культурным центром Заполярья, где могли работать многие общественные и культурные организации. Е. С. Павлова первой провела паспортизацию всех школьных музеев области, помогая и советом, и делом. Кстати, книга показала, что Алексею Алексеевичу вообще с большим трудом даются добрые слова о ныне живущих земля­ ках — ни один не удостоен текстом более чем на полстранички. Для некоторых талантливых и общепризнанных исследователей в книге А. А. Киселева, несмотря на ее большой объем, вообще не нашлось места — например, нет даже упоминания о С.Н. Да- щинском и В. В. Сорокажердьеве. Есть и другие недопустимые вещи. Например, читаем: «Я на­ чал писать эту книжку в тяжелое переломное время, когда руши­ лись старые устои, теории, идеи, когда стали забываться совет­ ские обычаи и уже сложившиеся было традиции, когда вместо культа Ленина появился культ религии и Бога». Неужели в нашей стране в конце XX века появился культ религии и Бога? Помнит ли А. А. Киселев Конституцию РФ, где в статьях 13 и 14 записано: «Российская Федерация — светское государство. Никакая рели­ гия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может уста­ навливаться в качестве государственной или обязательной». Да, можно говорить о том, что религиозная идеология наряду с другими заполняет возникший после перестройки идеологиче­ ский вакуум, можно говорить о моде на религию у молодежи, о том, что в религии значительная часть населения России нашла душевную опору, но о культе религии говорить в данном случае нельзя. Когда министерство образования рекомендовало ввести в содержание школьного образования факультативный курс «Ос­ новы православной культуры», возникли массовые протесты со стороны атеистов, которых в нашей стране тоже достаточно мно­ го. Какой уж тут культ религии? С другой стороны, разве культ религии заставляет А. А. Киселева почему-то два раза цитировать

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz