Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.

328 ВРЕМЯ И ЛЮДИ и школьного краеведения дальше по пути истины к научному и вузовскому краеведению». Напомню, что в теории краеведения нет понятия «любительское краеведение», а школьное краеведе­ ние тоже является научным, так же как и вузовское краеведение не может быть не научным10. Далее А. А. Киселев советует начинающим краеведам: «Не торопитесь, друзья! Проверяйте дважды, трижды, прежде чем обнародовать. Не надо торопиться даже в мелочах». Но как он сам следует собственному совету? Читаем: «Вполне возможно, я кого-то не упомянул, запамятовал, так как пишу этот раздел за три с половиной тысячи километров от своей „берлоги" — кабинета в Мурманске, и под рукой у меня нет никаких спра­ вочных изданий. Да с другой стороны, и забыть не грех — все в голове держать невозможно». Возникает вопрос к Киселеву: разве, следуя вашей методике «проверять все дважды и трижды», нельзя было сделать этого, вернувшись в «берлогу» в Мурманске, или же для мэтров это не обязательно? Не удосужился автор даже проверить сочинение-отчет перво­ курсника, использующийся в книге как документ. А проверить было что: студент умудрился в двух абзацах сделать четыре фактические ошибки, рассказывая о музее истории народного образования Кольского края — проще говоря, о музее МГПИ. Исправим ошибки за историков. Музей получил официальный статус не 4 ноября 1991 года, а гораздо раньше. И.Ф. Ушаков пи­ шет об этом: «Официальное открытие музея произошло 3 января 1970 года. Музей занимает обширную комнату в южном крыле нижнего этажа школы»11. Коллекция музея начала формировать­ ся не с 1963, а с 1966 года. В 1985 году я перевел музей из школы в МГПИ и сразу обратился к Киселеву с предложением о кураторстве над музеем со стороны кафедры истории СССР. Однако это предложение никого не заинтересовало, и я вывесил в институте объявление: «Прошу откликнуться методистов и преподавателей кафедры ис­ тории СССР, желающих сотрудничать с краеведческим музеем МГПИ». Этим самым я совершил очень бестактный поступок, 10 Дранишников В. В. П е д аго ги ч е ск и е возможности н ац и о н ал ьн о -р еги о н аль­ н ого компонента со д ер ж ан и я образования в формировании гр аж дан ствен н о сти школьников. — М.: Альфа, 2003. 11 Ушаков И. Ф. Историческое краеведение. Мурманская область (досоветским период) — Мурманск: Мурманское кн. изд-во, 1974.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz