Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ КРАЕВЕДА А. А. КИСЕЛЕВА 327 не понимает, что теория краеведения и история Кольского края — это разные отрасли исторической науки. Ошибки такого уровня непростительны даже для студентов, не говоря уже о докторе наук. А. А. Киселев пишет: «...не буду касаться краеведов прошлых веков, посмотрите об этом в книгах И.Ф. Ушакова. Я бы ска зал, что классического краеведения тогда не было (кстати говоря, само понятие краеведения появилось перед Первой мировой вой ной)». Прокомментирую это высказывание. Во-первых, И.Ф. Уша ков никогда не был теоретиком краеведения, а изучал историю Кольского края в дореволюционный период, т. е. занимался ис торическим краеведением. Во-вторых, и это самое главное: идея использования «местного элемента» в обучении не так нова, как кажется автору. Ее высказывал еще в XVII веке Я. А. Коменский. Дальнейшее развитие она получила в деятельности Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, В. А. Дистервега, а впоследствии нашла кон кретное воплощение в немецкой и швейцарской школах в виде особого предмета — «родиноведения». Истоки же отечественной краеведческой литературы уходят корнями в глубину веков: уже первые русские летописи изобилу ют фактами краеведческого содержания, в первых рукописных книгах дается характеристика отдельных территорий русского государства. В русскую школу идеи преподавания краеведения начали проникать в XVIII веке. Начало отечественного крае ведения связано с именем М. В. Ломоносова, который явился инициатором широкого, регулярного и многопланового экономико географического изучения русских земель. Именно этот великий ученый сделал попытку привлечь местное население, в том числе и детей, к изучению «малой Родины», прежде всего в отноше нии ее минеральных богатств. Он составил первую своеобразную программу изучения края в виде анекеты из 30 вопросов. В ней отражались сведения о городах и губерниях. Изучением отдель ных территорий страны тогда весьма интенсивно занималась Российская академия наук, деятельность которой в значительной мере была связана с краеведением. Существенный вклад в разви тие школьного краеведения внесли К. Д. Ушинский, Н.Х.Вессель, Л.Н. Толстой. В 1914 году историк-методист В.Н. Уланов впер вые применяет термин «краеведение» и отказывается от понятия «родиноведение». А вот еще одна фраза автора, совершенно безграмотная с точ ки зрения краеведения: «Это толкнуло меня от любительского
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz