Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ КРАЕВЕДА А А КИСЕЛЕВА 317 сеевича, не будет полной без рассказа о самом А. А. Киселеве. Да и он интересен не только сам по себе как яркая самобытная личность и ведущий историк-краевед нашего города. Не менее важно и интересно и то, как в деятельности этого человека отра зилось все советское время с его достоинствами и недостатками, а он, в свою очередь как человек, сформированный этим време нем, очень точно отразил сущность тоталитарного государства и в книгах, и в мировоззренческих позициях. Время, в которое жил А. А. Киселев, спрессовано в 70-80 лет — это ничтожно малый в рамках исторических процессов этап раз вития России. Но это время можно назвать целой эпохой по важ ности происходивших в стране процессов: становление советского государства, Великая Отечественная война, трудные годы восста новления разрушенного войной народного хозяйства, хрущевская «оттепель», брежневский «застой», перестройка, становление и раз витие рыночных отношений. Такие разные периоды в истории страны коснулись не только материального и правового положе ния каждого гражданина нашей страны, но и мировоззренческих позиций, особенно у интеллигенции. К каждому периоду надо было приспособиться, перестроиться. Жить по совести в таких быстро меняющихся социально-политических условиях, особенно профессиональному историку, преподавателю вуза, говоря языком вождя мирового пролетариата, было «архисложно». Хорошо помню первую встречу с Киселевым. Я учился на четвертом курсе истфака. Предстояло очередное семинарское занятие. В аудиторию вошел крепкий, но какой-то угловатый мужчина с буйной шевелюрой, неловко представился и начал занятие. К тому времени мы уже успешно прошли две практики в школе, чувствовали себя без пяти минут учителями, знали, что значит давать уроки и что такое их рецензирование опытным методистом, поэтому с любопытством смотрели на нового пре подавателя уже как учителя. Сразу отметили, что материал он знает хорошо, но были очень заметны его ученическая закрепо- щенность, неумение общаться с аудиторией, отсутствие опыта ведения семинаров. К тому же, он часто допускал оговорки и ино гда неправильно ставил ударения в словах. Это вызывало даже взрывы смеха — студенты-историки, вероятно, всегда были, есть и будут сложной аудиторией. В дидактике есть понятие «обучаемость*. Так вот, уровень обучаемости Алексея Алексеевича был очень высок. Как губка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz