Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.

ПРОФЕССИЯ - ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА 29 в том, поскольку это в наших интересах, чтобы управлять послед­ ствиями распада советской империи». Как они умеют это делать, видно на примере нашего «революционного» соседа — Грузии. Однако было бы наивно видеть причину распада великой державы — СССР — только в происках «врагов из-за океана». Мы погибли, так как капитализм оказался более производитель­ ным общественно-экономическим строем, но свою весомую лепту в распад СССР и Варшавского договора они все-таки внесли. По­ этому так своевременно и актуально звучат слова из государствен­ ной программы «Патриотическое воспитание граждан России на 2001-2005 годы»: «События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возраст­ ных групп населения, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процес­ сы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где начал перерождаться в национализм». Однако постоянно бывая в школах как руководитель учебно-воспитательной прак­ тики, встречаясь и с администрацией, и с учителями, я хорошо знаю, что подавляющему большинству работников школ этот важный документ незнаком. Кстати, в других странах настолько серьезно относятся к пат­ риотическому воспитанию своих граждан, что даже стремятся без необходимости не заимствовать слова их других языков. На­ пример, когда Юрий Гагарин впервые совершил полет в космос, во всех языках мира появилось слово «космонавт», когда же американцы вторыми повторили этот подвиг, они стали исполь­ зовать другое слово — «астронавт». В России же, если человек желает показать свою образованность, он к месту и не к месту обязательно щегольнет иностранным словцом. Юридически у каждого человека есть право любить свою роди­ ну или не любить ее. Можно быть космополитом. Есть люди, для которых Родина там, где лучше жить, где больше платят. Другое дело, что учитель, преподаватель, общаясь с детьми или студента­ ми, всегда ставит «сверхзадачу» — сформировать заинтересован­ ное отношение к своей Родине, к ее социально-экономическим

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz