Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.

282 ВРЕМЯ И ЛЮДИ На первом курсе ему была назначена Сталинская сти­ пендия — 750 рублей (обычная 240), которую он получал все четыре года. В первый же год обучения он стал проявлять ко мне внимание, да и мне он становился постепенно небезразли­ чен. Наша дружба продолжалась все четыре года. 30 ап­ реля 1950 года мы зарегистрировались и прожили вместе 52 года, 6 месяцев и 14 дней... Все справедливо говорят об И.Ф. Ушакове как о талантливом ученом-краеведе. Я думаю, что Иван Федорович был еще и пре­ красным воспитателем. У основоположника отечественной педаго­ гики К. Д. Ушинского есть очень важная мысль: «На воспитание личности можно воздействовать личностью». Плохой воспитатель говорит: «Делай как надо», — хороший, — «делай как я». Само отношение И.Ф. Ушакова к работе, к людям, к анализу историче­ ских источников несет в себе большой воспитывающий потенциал, который раскрывается не сразу, не всем, но он очевиден. Иван Федорович не был краснобаем, его лекции не отлича­ лись внешней яркостью, дешевыми приемами удержания внима­ ние слушателей. Мне даже кажется, что преподавателя не очень волновало, как его слушают и сколько человек сидит в аудитории. Все, что он говорил студентам, было так важно и интересно само­ му лектору, что он мог это пересказывать с таким же усердием много раз и для одного человека. Думаю, далеко не все студенты понимали, какого масштаба ученый с ними работал. История, как и все гуманитарные науки, в советское время была крайне идеологизированной наукой — неслучайно учителей истории в школе называли «рядовыми идеологического фронта». Объективно во все времена история выполняла (хуже или луч­ ше) социальный заказ государства, выражая интересы тех или иных классов, сословий, социальных групп. Прав вождь социа­ листической революции, утверждая: «Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества». Не принимать или противодей­ ствовать идеологическим требованиям времени в тоталитарном государстве невозможно, если человек желает получить высшее образование, успешно закончить аспирантуру и тем более зани­ маться гуманитарной наукой. В этом плане И.Ф. Ушаков не мог быть исключением, идеологический пресс коснулся и его научной деятельности.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz