Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.
О СТАРОСТИ И СМЕРТИ 273 назад и с ужасом вычленяя все разрастающееся расстояние от поры своей молодости. Старость из времени подготовки к смерти, когда «о душе пора подумать», стала временем последнего и решительного боя за место под солнцем, за последние права. Она стала временем зависти...2 В унисон этим взглядам звучат слова выдающегося швейцар ского психолога К. Г. Юнга: Совершенно неподготовленными вступаем мы во вто рую половину жизни, хуже того, мы предпринимаем этот шаг с ложной уверенностью, что наши истины и идеалы (обычно материалистические — В. Д.) будут служить нам вечно. Но мы не сможем проводить сумерки жизни в соответствии с программой ее зари, ибо то, что на заре было здоровым, становится мелким в сумерки, а утренние истины вечером становятся ложью.3 Значит, человеку надо находить новый смысл жизни, и в этом ему никто не может помочь, кроме себя самого... Как это ни странно, но у старости и детства есть много об щего. В античности существовал афоризм — «старики дважды дети». Старики и дети, несмотря на возрастную разницу, как правило, самые беззащитные граждане, нуждающиеся в помо щи государства. Существует надежный тест на нравственность общества — отношение к людям, которые не являются произ водителями материальных ценностей, т. е. к старикам и детям. Но если бы меня спросили, кому из этих двух обездоленных категорий, при скудности нашего бюджета, следует отдавать пред почтение, то без колебания отвечу: «Детям!» Дети, не получившие в раннем возрасте любви, заботы, образования, воспитания — не просто несчастные люди. В будущем — это в лучшем слу чае толстокожие озлобленные неудачники, в худшем случае — преступники. В свое время, повзрослев, они сполна воздадут обществу, в первую очередь старикам и инвалидам равнодушием и жестокостью за свое несостоявшееся детство. Общество, в ко тором при запредельной роскоши «новых русских», материально процветающей армии чиновников — в массе своей малопрофесси ональных, безнравственных и бездуховных людей, существуют 2 Кураев А. Школьное богословие. — СПб.: Светлояр, 2000. — С. 365. 3 Юнг К.Г. и др. Человек и его символы. — М., 1997. — С. 323.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz