Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.

270 МГНОВЕНИЯ ЖИЗНИ. СУДЬБА. ПАМЯТЬ Бывает и так, что человека заставляет добровольно идти на смерть нравственный долг, совесть, специфика профессии. Так, 21 июля 1942 года польский педагог Януш Корчак писал в своем дневнике: «Трудное это дело — родиться и научиться жить. Мне осталась задача куда легче — умереть. Я хотел бы умирать в полном сознании, сохраняя присутствие духа».1 Спустя 15 дней Корчак, девять воспитателей и двести детей «Дома сирот» варшавского гетто будут умерщвлены в газовых камерах лагеря смерти Треблинка И. Зная популярность Корчака как педагога, врача, детского писателя далеко за пределами Польши, фашисты предложили ему оставить детей, сохранив таким образом свою жизнь, но педагог-гуманист не мог предать воспитанников. Он сам провел детей к вокзалу через Варшаву, взяв за руки самых маленьких. Дети шли единым строем, держа над головой зеленое знамя надежды с четырехлистным золотым клевером. К этому факту из истории гуманистической педагогики просто нечего прибавить... По этическим соображениям я не буду говорить об известных людях, наших земляках, которые неожиданно тяжело заболе­ ли и с разной степенью достоинства прошли через страдания и мучения, которые умозрительно представить невозможно. Но я глубоко уверен, что это была справедливая плата за недо­ стойные поступки в жизни, за эгоцентризм, равнодушие и даже жестокость по отношению к родным, друзьям, коллегам. Лет двадцать пять назад я несколько месяцев учился в Москве. Работал в «Ленинке», имел возможность посещать театры, встре­ чаться с известными писателями, поэтами, общественно-полити­ ческими деятелями (тогда началась перестройка, и в столице «бурлила» демократия). В воскресные дни я любил просто бродить по Москве в районах, где никогда не был. Однажды, совершенно случайно, зашел на выставку французского фотомастера. Фами­ лию его уже не помню, но хорошо помню интригующее название выставки: «За что...». На выставке было представлено 100 фото­ графий, запечатлевших невероятные страдания умирающих от рака стариков, старух, людей средних лет. Крупным планом фо­ тограф беспощадно, даже жестоко, показал страшную правду возможного ухода из жизни. Посетители не могли присутствовать 1 Корчак Я. Педагогическое наследие / Сост. К. П. Чулкова. — М.: Педагогика 1990. - С . 5.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz