Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.
248 МГНОВЕНИЯ ЖИЗНИ. СУДЬБА. ПАМЯТЬ ститут возглавлял доктор философских наук И. А. Зязюн, автор хорошо известной всей педагогической общественности страны монографии «Педагогическое мастерство». Эта книга до сих пор является настольной книгой для тех, кто преподает курс «Введе ние в педагогическую деятельность». Так вот, в Полтавском педагогическом институте студенты не курили, не сквернословили, здоровались с каждым взрослым, а туалеты блестели чистотой каждый день. Такая же картина была и в общежитии. Конечно, это было в другую, «советскую» эпоху, и осуществилось во многом благодаря яркой и неповтори мой личности И.А.Зязюна, но все же осуществилось. Как же можно было достичь таких результатов? И. А. Зязюн предложил и осуществил принципиально новую систему приема в институт, целью которой было выявление преподавателями кафедры педаго гики талантливых старшеклассников сельских школ, имеющих педагогические задатки и желающих стать учителями. К сожа лению, уровень преподавания в сельских школах не всегда был высоким, поэтому после творческого экзамена дети из сельских школ год занимались на подготовительных курсах, проживая в общежитии и находясь на полном государственном обеспече нии. Доля таких студентов составляла две трети от всего набора, остальные были учащимися городских школ и сдавали обычные экзамены. Надо отметить, что после окончания института все молодые учителя из сельской местности с удовольствием воз вращались домой и преподавали в родных школах. Этот пример интересен с точки зрения инновационного подхода к решению конкретных социальных задач, стоявших перед Полтавским педа гогическим институтом. Ряд проблем, о которых я писал, были решены легко и быстро. В здании, где находится музей, отремонтировали туалеты: красиво облицевали разноцветной плиткой, поставили новую сантехнику, зеркала. И студенты перестали использовать стенки туалетов для «эпистолярного жанра». Подтвердилась банальная педагогическая истина: красота и чистота всегда воспитывают. Но не все вузовские проблемы решаются так просто. Главное, не все зависит от администрации и педагогического коллектива. Начало 2000-х годов было трудным, сложным временем для учительского сообщества. Государство, в силу демографического кризиса, неуклонно, настойчиво проводило политику ликвидации многочисленных педагогических институтов. Профессия учителя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz