Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.

О НАУКЕ И УЧЕНЫХ 235 ложевец, главный редактор «Учительской газеты». В 1999 году академик Б. Т. Лихачев впервые в учебном пособии по педагогике (курс лекций) выделил тему: «Гражданское воспитание школьни­ ков в целостном учебно-воспитательном процессе» как отдельную лекцию. Однако среди докторских диссертаций, защищенных в 1997— 1998 годах, в Ленинке я обнаружил лишь одну, раскрывающую данную тему. Это было исследование А. С. Гаязова, в котором автор справедливо отмечал: «Не все еще в истории гражданско­ го воспитания подвергнуто анализу и предложено к внедрению. К сожалению, не создан своего рода банк педагогических идей в области гражданского воспитания, чем могли бы воспользовать­ ся практические работники».4 После долгой работы с психолого-педагогическими, философ­ скими, религиозными источниками я сформулировал цель исследо­ вания — «выявить и апробировать педагогические условия, пути и средства повышения эффективности гражданского воспитания школьников, используя возможности национально-регионально­ го компонента содержания образования»5. Цели исследования конкретизировались в следующих задачах: - раскрыть теоретико-методологические основы гражданского воспитания в России на разных этапах развития страны; - провести историко-сравнительный анализ становления и раз­ вития гражданского воспитания школьников в советской и постсоветской педагогике; - разработать понятийный аппарат рассматриваемой темы (принципы, критерии, показатели, структура гражданствен­ ности школьников); - показать пути, источники и педагогические условия акти­ визации гражданского воспитания школьников на основе национально-регионального компонента содержания образо­ вания, при котором гражданское воспитание приобретает характер самовоспитания, процесса восхождения личности Гаязов А. С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе: Дис. докт. пед. наук. — Челябинск: ЧГУ, 1996. Дранишников В. В. Теоретико-методологические основы и практика формиро­ вания гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов ольского Севера): Автореф. дис. докт. пед. наук. — М ., 2004.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz