Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.

234 МГНОВЕНИЯ ЖИЗНИ. СУДЬБА. ПАМЯТЬ Тема гражданского воспитания не считалась актуальной даже у специалистов по методологии в рекомендациях молодым уче­ ным. Так, в книге Э. И. Моносзона «Проблемы теории и методики коммунистического воспитания» перечисляются десятки актуаль­ ных, с точки зрения автора, тем воспитания, но и среди них нет гражданского воспитания. Отсутствие интереса, а главное, социального заказа на разра­ ботку теории гражданского воспитания школьников и молодежи являлось следствием того, что в тоталитарном советском государ­ стве не могло формироваться гражданское общество, следователь­ но, не было и предпосылок для развития такой теории. Активную работу над докторской диссертацией я начал по­ сле выхода в 1992 году Закона РФ «Об образовании», который стимулировал научную деятельность, так как провозгласил од­ ним из принципов государственной политики в области образова­ ния принцип «гражданственности и любви к Родине». Впервые государственный образовательный стандарт стал включать не только федеральный, но и национально-региональный компонент содержания образования. Эти принципиальные нововведения поз­ волили мне сформулировать тему исследования как «Теоретико­ методологические основы и практика формирования гражданствен­ ности школьников (на материале истории и культуры народов Кольского Севера)». Многолетняя краеведческая работа позво­ лила мне выявить острое противоречие между необходимостью повышения уровня гражданского воспитания школьников, в про­ цессе которого формируется такое важное интегративное качество личности, как гражданственность, и недостаточной разработан­ ностью отечественной педагогикой научного и организационного обеспечения этого процесса. Социальный заказ государства стимулировал работу многих ученых. Уже в 1993 году Российская педагогическая энцик­ лопедия впервые дала определение гражданского воспитания: «...формирование гражданственности как интегративного каче­ ства личности, позволяющего человеку ощутить себя юридически, нравственно, социально и политически дееспособным*.3 В 1995 году была создана общественная организация «Союз гражданского образования», президентом которой стал П.Г. По- 3 Российская педагогическая энциклопедия. — М .: Большая р о сси й ская эн­ циклопедия, 1993. — Т. 1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz