Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.

О НАУКЕ И УЧЕНЫХ 233 ственные деятели XIX века. «А что такое гражданин? Отечества достойный сын», — писал русский поэт Н. А. Некрасов. Но осо­ бенно близки мне слова Н. Г. Чернышевского: Без приобретения привычки к самобытному участию в гражданских делах, без приобретения привычки граж­ данина ребенок мужского пола, вырастая, делается суще­ ством мужского пола средних, а потом пожилых лет, но мужчиною он не становится или, по крайней мере, не становится мужчиной благородного характера. Лучше не развиваться человеку, чем развиваться без влияния мыслей об общественных делах, без влияния чувств, побуждаемых участием в них. Если из круга моих побуждений, из сфер действий, в которых вращаюсь я, исключить идеи и по­ буждения, имеющие предметом общую пользу, т. е. исклю­ чить гражданские мотивы, что останется мне? Останется хлопотливая сумятица отдельных личностей с личными узенькими заботами о своем кармане, о своем брюшке, о своих забавах...2 Анализируя педагогическую литературу периода «коммунисти­ ческого воспитания», я с удивлением обнаружил, что проблемы гражданского воспитания тогда разрабатывались недостаточно. Ни одно учебное пособие или курс лекций, по которым занима­ лись студенты в педагогических вузах в 60-80-е годы (авторы Ю.К. Бабанский, Т.Н. Ильина, И.Т. Огородников, П.И.Пидкаси- стый, И.Ф. Харламов, Г. И. Щукина), не содержат ни одной не то что бы главы — ни одного даже параграфа о гражданском воспи­ тании в целом, а лишь рассматривают отдельные стороны этого сложного комплексного направления воспитательной работы. Вместо гражданского воспитания авторы педагогической ли­ тературы рассматривали такие вопросы: «Воспитание социали­ стического патриотизма и пролетарского интернационализма», ♦Идейно-политическое воспитание и формирование обществен­ ной активности учащихся», «Формирование коммунистического мировоззрения как основа воспитания и обучения в школе», «Вос­ питание социалистического гуманизма и демократизма», «Военно- патриотическое воспитание» и так далее. , Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические сочинения / Под. ред. •Ф. Смирнова. — Сост. А. В. Плеханов. — М.: Педагогика, 1983.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz