Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.
232 МГНОВЕНИЯ ЖИЗНИ. СУДЬБА. ПАМЯТЬ «учительскую спесь», но и мешало сосредоточиться. Наконец, тер пение мое закончилось, я повернулся к членам диссертационного совета (а это был докторский совет!) и раздраженно произнес: «Прошу внимания! Я регламента не нарушал!» Как ни странно, эта реплика мгновенно подействовала и вызвала оживление в зале. Я опомнился и подумал с ужасом: «Дуракам закон не писан. Что же я наделал! Ведь эти люди будут решать мою научную судьбу!» После выступления было много вопросов, но все в доброже лательной форме и по существу. Ответ на вопрос: «Почему вы считаете ошибочным мнение П. В. Иванова о существовании крае ведческого принципа?», — даже вызвал дискуссию среди членов диссертационного совета. Я еще раз убедился в том, что настоя щие ученые в отличие от кабинетных чиновников-шестерок не обижаются на мелочи и способны понять состояние человека, у которого от волнения сдают нервы. Председатель совета ака демик Г. Н. Филонов даже предложил мне издать диссертацию в виде монографии. Такого счастья, как после защиты кандидатской диссертации, я не испытывал больше никогда в жизни, хотя были в ней и более важные события. Тогда казалось, что вдруг выросли крылья, что я парю в воздухе... Лет через пять возникло желание работать уже над докторской диссертацией. Снова возникла проблема вы бора темы исследования. Было очевидно, что по краеведческой тематике защитить докторскую диссертацию очень трудно —тема изучена досконально. Меня все больше интересовала проблема гражданского воспитания школьников и студентов. Просматривая педагогические источники по этой теме, я столкнулся с неожидан ными трудностями: авторы книг, в заголовках которых значилось «гражданское воспитание», в содержании подменяли его близким, но совершенно иным понятием «советский патриотизм». Но самое удивительное, что ни один справочник до издания в 1993 году Российской педагогической энциклопедии не давали определения гражданскому воспитанию. Правда, в педагогиче ском словаре издания 1960 года нашлось определение, вызвавшее улыбку: «Гражданское воспитание — реакционное направление в буржуазной педагогике эпохи империализма, которое считает целью воспитания подготовку молодых рабочих — покорных слуг капитала». Со школьной и студенческой поры я помнил, как высоко ценили гражданские качества личности писатели, ученые, обше-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz