Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.

232 МГНОВЕНИЯ ЖИЗНИ. СУДЬБА. ПАМЯТЬ «учительскую спесь», но и мешало сосредоточиться. Наконец, тер­ пение мое закончилось, я повернулся к членам диссертационного совета (а это был докторский совет!) и раздраженно произнес: «Прошу внимания! Я регламента не нарушал!» Как ни странно, эта реплика мгновенно подействовала и вызвала оживление в зале. Я опомнился и подумал с ужасом: «Дуракам закон не писан. Что же я наделал! Ведь эти люди будут решать мою научную судьбу!» После выступления было много вопросов, но все в доброже­ лательной форме и по существу. Ответ на вопрос: «Почему вы считаете ошибочным мнение П. В. Иванова о существовании крае­ ведческого принципа?», — даже вызвал дискуссию среди членов диссертационного совета. Я еще раз убедился в том, что настоя­ щие ученые в отличие от кабинетных чиновников-шестерок не обижаются на мелочи и способны понять состояние человека, у которого от волнения сдают нервы. Председатель совета ака­ демик Г. Н. Филонов даже предложил мне издать диссертацию в виде монографии. Такого счастья, как после защиты кандидатской диссертации, я не испытывал больше никогда в жизни, хотя были в ней и более важные события. Тогда казалось, что вдруг выросли крылья, что я парю в воздухе... Лет через пять возникло желание работать уже над докторской диссертацией. Снова возникла проблема вы­ бора темы исследования. Было очевидно, что по краеведческой тематике защитить докторскую диссертацию очень трудно —тема изучена досконально. Меня все больше интересовала проблема гражданского воспитания школьников и студентов. Просматривая педагогические источники по этой теме, я столкнулся с неожидан­ ными трудностями: авторы книг, в заголовках которых значилось «гражданское воспитание», в содержании подменяли его близким, но совершенно иным понятием «советский патриотизм». Но самое удивительное, что ни один справочник до издания в 1993 году Российской педагогической энциклопедии не давали определения гражданскому воспитанию. Правда, в педагогиче­ ском словаре издания 1960 года нашлось определение, вызвавшее улыбку: «Гражданское воспитание — реакционное направление в буржуазной педагогике эпохи империализма, которое считает целью воспитания подготовку молодых рабочих — покорных слуг капитала». Со школьной и студенческой поры я помнил, как высоко ценили гражданские качества личности писатели, ученые, обше-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz