Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.

230 МГНОВЕНИЯ ЖИЗНИ. СУДЬБА. ПАМЯТЬ вились и начали наперебой хвалить меня за активную жизненную позицию. Звучит, наверное, странно, но мне было гораздо труднее пи­ сать кандидатскую диссертацию, нежели докторскую. Во-первых, я постоянно переходил с теории воспитания на методику препода­ вания, поскольку этот вопрос был мне близок и понятен, как уже сформировавшемуся учителю. Возникла даже мысль защищаться по специальности «Методика преподавания истории». Во-вторых, по проблемам краеведения написано множество диссертаций, по­ хожих друг на друга, особенно вступлениями и заключениями, словно их писали под копирку. Найти какую-либо научную новиз­ ну в этих работах было практически невозможно. В-третьих, мой научный руководитель во время моей защиты ушел из НИИ (точ­ нее, его «ушли») в Министерство образования, вникал в новую работу, был очень занят, и ему было немного не до меня. К тому же, как это часто бывает, негативное отношение к руководителю распространилось и на его аспиранта. Только сейчас, по проше­ ствии времени, я понимаю, что научному руководителю было очень непросто со мной, ведь я соглашался с его замечаниями лишь тогда, когда ему удавалось меня убедить, а сделать это было очень трудно. Сказывался не только различный социальный и педагогический опыт, но и нравственно-этические разногласия. Учительская привычка делать все основательно, на совесть не позволяла мне работать в государственной научной педагоги­ ческой библиотеке им. Ушинского, где находятся авторефераты диссертаций по педагогическим наукам. Я перелопатил все дис­ сертации по краеведческой тематике в Ленинке. Это была очень полезная работа: я разобрался во всех направлениях краеведче­ ской деятельности, проследил путь ее возникновения и развития, узнал проблематику, ознакомился с передовым и новаторским опытом работы краеведов в России и других республиках СССР, усвоил особый «диссертабельный» язык, нашел несколько ярких самобытных исследований, ставших для меня образцом хоро­ шей работы. Особенно понравилась мне докторская диссертация П. В. Иванова «Педагогические основы школьного краеведения», написанная еще в 1966 году. Она открыла для меня еще одно на­ правление — «теорию школьного краеведения». Эту актуальную проблему ученые долго обходили вниманием. Длительная работа с «разносортной» диссертационной литера­ турой помогла мне обозначить тему собственного и с с л е д о в а н и я ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz