Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.
230 МГНОВЕНИЯ ЖИЗНИ. СУДЬБА. ПАМЯТЬ вились и начали наперебой хвалить меня за активную жизненную позицию. Звучит, наверное, странно, но мне было гораздо труднее пи сать кандидатскую диссертацию, нежели докторскую. Во-первых, я постоянно переходил с теории воспитания на методику препода вания, поскольку этот вопрос был мне близок и понятен, как уже сформировавшемуся учителю. Возникла даже мысль защищаться по специальности «Методика преподавания истории». Во-вторых, по проблемам краеведения написано множество диссертаций, по хожих друг на друга, особенно вступлениями и заключениями, словно их писали под копирку. Найти какую-либо научную новиз ну в этих работах было практически невозможно. В-третьих, мой научный руководитель во время моей защиты ушел из НИИ (точ нее, его «ушли») в Министерство образования, вникал в новую работу, был очень занят, и ему было немного не до меня. К тому же, как это часто бывает, негативное отношение к руководителю распространилось и на его аспиранта. Только сейчас, по проше ствии времени, я понимаю, что научному руководителю было очень непросто со мной, ведь я соглашался с его замечаниями лишь тогда, когда ему удавалось меня убедить, а сделать это было очень трудно. Сказывался не только различный социальный и педагогический опыт, но и нравственно-этические разногласия. Учительская привычка делать все основательно, на совесть не позволяла мне работать в государственной научной педагоги ческой библиотеке им. Ушинского, где находятся авторефераты диссертаций по педагогическим наукам. Я перелопатил все дис сертации по краеведческой тематике в Ленинке. Это была очень полезная работа: я разобрался во всех направлениях краеведче ской деятельности, проследил путь ее возникновения и развития, узнал проблематику, ознакомился с передовым и новаторским опытом работы краеведов в России и других республиках СССР, усвоил особый «диссертабельный» язык, нашел несколько ярких самобытных исследований, ставших для меня образцом хоро шей работы. Особенно понравилась мне докторская диссертация П. В. Иванова «Педагогические основы школьного краеведения», написанная еще в 1966 году. Она открыла для меня еще одно на правление — «теорию школьного краеведения». Эту актуальную проблему ученые долго обходили вниманием. Длительная работа с «разносортной» диссертационной литера турой помогла мне обозначить тему собственного и с с л е д о в а н и я ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz