Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.

226 МГНОВЕНИЯ ЖИЗНИ. СУДЬБА. ПАМЯТЬ еще в 1970 году, занимает в моей педагогической деятельности особое место, его я курирую и по сегодняшний день. А были еще и другие занятия для души — рыбалка, коллекционирование... Для молодого специалиста всегда очень важно общественное признание его деятельности. Я был делегатом всесоюзных слетов победителей походов по местам трудовой и боевой славы в Ле­ нинграде и Киеве, неоднократно возглавлял команды мурманских школьников, которые успешно выступали на различных туристско- краеведческих слетах и конференциях. Наш школьный музей был даже участником и победителем на экспозиции, организованной ВДНХ. Мысль о написании диссертации пришла лет через десять после работы в школе. Я сдал кандидатский минимум на отлично и поступил в заочную аспирантуру при НИИ общих проблем воспитания АПСН РСФСР. Мотивом поступления послужило желание осмыслить свой практический опыт педагогической дея­ тельности. Очень хотелось теперь уже на теоретическом уровне понять, почему разное, но в одинаковой мере правильное, т. е. вполне научное, содержание краеведческой работы в одном случае дает прекрасные учебно-воспитательные результаты, а в другом случае оставляет детей равнодушными? Почему, если со времен К. Д. Ушинского известно, что краеведение — незаменимый источ­ ник воспитания патриотизма, им так робко и неумело пользуются учителя? Было много и других «почему?» Практика краеведческой деятельности ставила и конкретные вопросы: например, каковы критерии оценки краеведческой рабо­ ты в школе в целом и ее отдельных направлений — школьного музея, краеведческого факультатива? Чем отличается краеведче­ ский урок от традиционного? Без определения критериев, показателей и уровней краеведче­ ской работы невозможно судить о ее качестве и результативности, трудно сравнивать работу школ и отдельных краеведов при про­ ведении краеведческих слетов, конференций, смотров школьных музеев. В научно-методической литературе на эти и другие мно­ гочисленные вопросы ответов не было. Недостаточно четко был разработан и понятийный аппарат школьного краеведения. По­ сле окончания института мои знания по школьному краеведению ограничивались лишь рамками исторического краеведения, а это лишь часть школьного краеведения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz