Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.
226 МГНОВЕНИЯ ЖИЗНИ. СУДЬБА. ПАМЯТЬ еще в 1970 году, занимает в моей педагогической деятельности особое место, его я курирую и по сегодняшний день. А были еще и другие занятия для души — рыбалка, коллекционирование... Для молодого специалиста всегда очень важно общественное признание его деятельности. Я был делегатом всесоюзных слетов победителей походов по местам трудовой и боевой славы в Ле нинграде и Киеве, неоднократно возглавлял команды мурманских школьников, которые успешно выступали на различных туристско- краеведческих слетах и конференциях. Наш школьный музей был даже участником и победителем на экспозиции, организованной ВДНХ. Мысль о написании диссертации пришла лет через десять после работы в школе. Я сдал кандидатский минимум на отлично и поступил в заочную аспирантуру при НИИ общих проблем воспитания АПСН РСФСР. Мотивом поступления послужило желание осмыслить свой практический опыт педагогической дея тельности. Очень хотелось теперь уже на теоретическом уровне понять, почему разное, но в одинаковой мере правильное, т. е. вполне научное, содержание краеведческой работы в одном случае дает прекрасные учебно-воспитательные результаты, а в другом случае оставляет детей равнодушными? Почему, если со времен К. Д. Ушинского известно, что краеведение — незаменимый источ ник воспитания патриотизма, им так робко и неумело пользуются учителя? Было много и других «почему?» Практика краеведческой деятельности ставила и конкретные вопросы: например, каковы критерии оценки краеведческой рабо ты в школе в целом и ее отдельных направлений — школьного музея, краеведческого факультатива? Чем отличается краеведче ский урок от традиционного? Без определения критериев, показателей и уровней краеведче ской работы невозможно судить о ее качестве и результативности, трудно сравнивать работу школ и отдельных краеведов при про ведении краеведческих слетов, конференций, смотров школьных музеев. В научно-методической литературе на эти и другие мно гочисленные вопросы ответов не было. Недостаточно четко был разработан и понятийный аппарат школьного краеведения. По сле окончания института мои знания по школьному краеведению ограничивались лишь рамками исторического краеведения, а это лишь часть школьного краеведения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz