Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.

О НАУКЕ И УЧЕНЫХ 225 Я никогда не мечтал стать ученым — ни в институте, ни тем более в школе, так как относился к категории «трудных подрост­ ков». Мечты родителей были скромнее: удержать меня в школе и дать возможность получить хотя бы среднее образование (о выс­ шем и речи быть не могло). После восьмого класса я хотел за компанию с другом поступать в физкультурный техникум. Тем не менее окончил я десять классов и поступил в педаго­ гический институт. Правда, в институте между другими более привлекательными для меня делами (посещение режиссерского отделения факультета общественных профессий, участие в спек­ таклях народного театра во Дворце культуры им. С.М. Кирова, путешествия по Кольскому краю) я все-таки попробовал себя в научной деятельности и даже написал большую, на 25 стра­ ниц, статью «Эстетическое воспитание школьников в процессе организации экскурсий и походов», опубликованную в первом студенческом сборнике научных работ. Сборник этот был издан в МГПИ в 1965 году тиражом целых 6 (!) экземпляров и даже был переплетен в твердую картонную обложку. Недавно заведую­ щий кафедрой общественных наук Виктор Николаевич Самородов, разбирая завалы старых бумаг в шкафах кабинета, обнаружил один из этих доморощенных сборников и передал его мне. Я рад был увидеть эту книжку, так как мой экземпляр не сохранился. Было удивительное ощущение — как будто я вернулся в моло­ дость, в студенческую жизнь, в незабываемые шестидесятые... Любопытная деталь: через 12 лет моя статья из этого сборника бы­ ла напечатана в книге «Открытым сердцем говоря», выпущенной Мурманским книжным издательством. Работая в школе учителем истории и обществоведения, я то­ же не планировал заниматься наукой целенаправленно. В школе я нашел себя и был счастлив. Мне нравилась именно практиче­ ская педагогическая деятельность: я с удовольствием вел уроки, ходил со старшеклассниками в многодневные, часто не просто сложные, но даже рискованные походы-экспедиции. Например, мы с краеведами были единственными из школьников страны, которые неоднократно спускались на плотах ПСН-10 по таким порожистым рекам, как Варзуга и Поной. Огромное удовлетворение приносила и поисковая работа. По письмам ветеранов войны мы нашли и восстановили заброшенное полковое захоронение воинов 10-й гвардейской дивизии, постави­ ли там памятник. Краеведческий музей школы № 10, созданный

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz