Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.

О ЧИНОВНИКАХ 215 ские?» С удивительным единодушием подавляющее большинство респондентов считает самыми омерзительными чиновников со­ временной России. Я отнюдь не разделяю обывательское мнение о том, что чиновники ничего не делают, только бумажки из одной папки в другую перекладывают. У большинства из них сложная, ответственная и, безусловно, очень нужная людям работа. Конечно, и среди чиновников встречаются нравственные, твор­ ческие, преданные делу люди. Мне посчастливилось общаться, работать, дружить с такими людьми. Правда, список достойных чиновников встретившихся за всю мою уже очень долгую жизнь, невелик — всего 6 -7 человек. Около 10 лет я работал в средней школе № 10 г. Мурманска под началом директора Марии Федоровны Николаевой. Для нее интересы детей, школы и государства всегда стояли на первом месте. Жить «не по совести» она не умела. Мы, молодые учите­ ля, учились у нее бескорыстию, подвижничеству, практической любви к детям. Многим выпускникам МГПИ она дала «путевку» в учительскую жизнь. Самые яркие, талантливые из них, кого я знал и с кем дружил — это учителя литературы Ян Анисимович Фельдштейн и Фаина Васильевна Будека. Мария Федоровна работала и творчески, и еще на энтузиазме. В советское время все хорошие директора, учителя и другие ра­ ботники системы народного образования работали так. Энтузиазм, конечно, хорошо. Только это «палка о двух концах». Понятие «энтузиазм» не всегда учитывало физические, эмоциональные воз­ можности конкретного человека. Это вело к тому, что учителя работали «на износ». Многими прекрасными человеческими и профессиональными качествами была наделена М. Ф. Николаева. И среди них редко встречающееся сегодня — доверие молодежи: умение «прикрыть», помочь, вселить уверенность в их потенциальные возможности. Она умела там, где все кажется очевидным (ясные инструкции, методические письма, решения пленумов и съездов КПСС по про­ блемам образования) принимать нестандартные решения, многим рискуя. Лишь через несколько лет работы я узнал, что в СШ № 10 попал не случайно, точнее, по воле Марии Федоровны. Оказы­ вается, на вакантную должность учителя истории в старших классах была «протеже» из горкома партии (жена одного из пар­ тийных работников, недавно приехавшего в Мурманск). Полгода

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz