Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.

104 МГНОВЕНИЯ ЖИЗНИ. СУДЬБА. ПАМЯТЬ своими первыми робкими листочками тянется к солнцу. Таким местом для меня является музей. В музее я бываю каждый день. И все-таки каждое посещение открывает мне какой-то новый экспонат, новую деталь, новый штрих в его истории. Я люблю бродить среди этой старины, где из угла смотрят осуждающие святые, чему-то хмурясь, но их взгля­ ды не отпугивают, а скорее наоборот, притягивают; когда молчат камни, но не безмолвствуют; когда красуются пуза­ тые самовары, сверкая на солнце своими боками, и среди них горделивый тульский, «медалированный». «Поет, горит, исходит жаром его славянская душа...» А рядом — память о войне. Черное на черном. Вот этим горно-егерским каб- лучищем какой-то фашист топтал мою родную землю. Вот этими пулями он стрелял в Бабикова, Бредова, Бессоно­ ва... Этими рваными осколками он целил в наших парней, которые по возрасту часто были почти мальчишками. Вот серая, на первый взгляд, обычная земля. Она из Долины Славы. Эта земля орошалась кровью, стонала от взрывов, покрывалась, как шрамами, воронками и траншеями. Она же стала могилой непрошеным гостям, бредовым завоевате­ лям мира. В музее ловишь себя на мысли, что десятилетия, которые прошли после войны, не разделяют, а связывают нас с прошлым, связывают невидимой, но очень прочной нитью духовного родства, очень высоким словом, имя ко­ торому — Благодарная Память. Здесь, в музее истории, память ощущается особенно остро. Здесь столько можно понять, столько почувствовать. Если откровенно, я всегда чувствую себя счастливой в музее потому, что все здесь создавалось на моих глазах нашими ребятами, и не одна капелька моего труда влилась в общее, большое, нужное дело. Наверное, это и есть первый самостоятельный след в жизни, пусть еще робкий, но ощутимый в масштабах нашей родной, неповторимой десятой школы. На базе музея успешно проводился многолетний педагогиче­ ский эксперимент, раскрывающий учебно-воспитательные возмож­ ности школьных музеев в формировании интегративного качества личности — гражданственности. Осмысление, анализ результа­ тов многолетней экспериментальной деятельности послужили основой для кандидатской и докторской диссертаций.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz