Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.

СОЗДАНИЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ СШ № 10 103 ские экскурсии, уроки истории, на базе музея организовывались курсы и семинары по школьному музееведению и т. д. Так, учителя литературы и русского языка давали детям на выбор темы сочинений-миниатюр: «Наш школьный музей», «Что нового я узнал в музее о нашей школе», «Есть ли в вашей семье предметы саамского быта» и др. Вот, например, искреннее, хотя и наивное сочинение ученика четвертого класса Сережи Челышева: Сегодня мы ходили на экскурсию в школьный музей. Несколько лет назад в этом помещении учились перво­ классники. Сейчас здесь, как по-щучьему велению, все изменилось. Здесь светло и чисто, а главное, много-много интересных экспонатов. Ребята нам рассказали, как они в походах собирали эти экспонаты, как трудно было их доставить в школу. Мне понравились экспонаты, которые отражают жизнь саамов в прошлом. Как нелегко им жи­ лось! Какие у них были примитивные орудия труда. Но самое интересное в музее — это экспонаты о Великой Отечественной войне. В музее стоит самая настоящая немецкая пушка, а рядом березовый крест. На крест на­ дета пробитая пулей фашистская каска. На земле лежат осколки, патроны, ящики из-под мин. Все как на войне. Пушка опрокинута дулом вниз. Это символ нашей победы. Но сначала они были уверены в легкой победе. В вит­ рине под стеклом лежат листовка и пропуск. Их фашисты разбрасывали на наши позиции с самолета. На пропуске было написано, что можно пройти и без него. Нужно было только поднять руки вверх и крикнуть: «Русским капут!» Но русские сражались насмерть и не думали сдаваться. Например, Михаил Бабиков и Анатолий Бредов взорва­ ли последней гранатой себя и окружающих их фашистов. А еще мы узнали, что наши краеведы нашли военное захо­ ронение и поставили там памятник. Экскурсия кончилась, но мы долго не уходили. Хотелось еще раз все осмотреть, потрогать руками. Я люблю наш школьный музей и почти на каждой перемене там бываю. А вот зрелое сочинение-размышление написано ученицей Ю класса, директором музея, Любой Михашиной: | Есть такие места, к которым непременно спешишь, тя­ нешься. Тянешься так, как маленький зеленый росточек

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz