Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.

100 МГНОВЕНИЯ ЖИЗНИ. СУДЬБА. ПАМЯТЬ полненными собранными самостоятельно предметами поморского или саамского быта, поют у костра бардовские песни о дружбе. На всю жизнь запоминается уха из только что пойманной рыбы, которую они «хлебают» деревянными ложками. А удивительно разная природа Кольского Заполярья: горная тундра, Хибины, Белое море, тайга... Но вот долгая, сложная, «скучная» деятельность по созданию основного и вспомогательного фондов музея не всем юным краеве­ дам посильна. Надо было найти пути, способы, средства, стимулы для активации познавательной деятельности с учетом возрастных и личностных особенностей, найти способы мотивации этой дея­ тельности. Теория воспитания и методика воспитательной работы не давали готовых ответов. Их просто там не было. Оказалось, что общих знаний по музееведению недостаточно для организации работы школьного музея. Здесь была своя специ­ фика. Деятельность музея надо органически связывать с учебно- воспитательным процессом школы. Как это делать — никто не знал. Мы шли путем проб и ошибок. Была еще одна традиционная для советской школы пробле­ ма. Работа организаторов музеев, как и вся внеклассная работа, не оплачивалась. Большинство организаторов школьных музеев работали на энтузиазме. Иногда директора школ находили ис­ точник для оплаты, но она была не адекватной времени, силам, которые затрачивали на организацию работы музея их руководи­ тели. А ведь поисковая работа велась в воскресенья, праздники, каникулы. Не все учителя выдерживали такие перегрузки. Часто хороших учителей, особенно тех, кто занимается воспи­ тательной работой, а значит, с утра до вечера находится в школе, не только родители, но даже и дети, уважая, все-таки жалеют. Что это за жизнь: все для чужих детей и ничего для себя. Зачем такие жертвы? Я в жизни много раз участвовал в диспутах о профессии учителя — и в студенческие годы, и в зрелом возрасте. Мно­ гое изменилось у меня и в мировоззренческом плане, особенно в идеологии, во взглядах, привычках. Неизменным осталось пред­ ставление об учительском труде. Это не жертва. Это выбор. Это смысл жизни. Это великое удовольствие и от работы, и от того, в чем ты сам убежден: эту деятельность с этими детьми, на этой земле, в этой школе, в этих условиях никто так, как ты, делать не умеет.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz