Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.
100 МГНОВЕНИЯ ЖИЗНИ. СУДЬБА. ПАМЯТЬ полненными собранными самостоятельно предметами поморского или саамского быта, поют у костра бардовские песни о дружбе. На всю жизнь запоминается уха из только что пойманной рыбы, которую они «хлебают» деревянными ложками. А удивительно разная природа Кольского Заполярья: горная тундра, Хибины, Белое море, тайга... Но вот долгая, сложная, «скучная» деятельность по созданию основного и вспомогательного фондов музея не всем юным краеве дам посильна. Надо было найти пути, способы, средства, стимулы для активации познавательной деятельности с учетом возрастных и личностных особенностей, найти способы мотивации этой дея тельности. Теория воспитания и методика воспитательной работы не давали готовых ответов. Их просто там не было. Оказалось, что общих знаний по музееведению недостаточно для организации работы школьного музея. Здесь была своя специ фика. Деятельность музея надо органически связывать с учебно- воспитательным процессом школы. Как это делать — никто не знал. Мы шли путем проб и ошибок. Была еще одна традиционная для советской школы пробле ма. Работа организаторов музеев, как и вся внеклассная работа, не оплачивалась. Большинство организаторов школьных музеев работали на энтузиазме. Иногда директора школ находили ис точник для оплаты, но она была не адекватной времени, силам, которые затрачивали на организацию работы музея их руководи тели. А ведь поисковая работа велась в воскресенья, праздники, каникулы. Не все учителя выдерживали такие перегрузки. Часто хороших учителей, особенно тех, кто занимается воспи тательной работой, а значит, с утра до вечера находится в школе, не только родители, но даже и дети, уважая, все-таки жалеют. Что это за жизнь: все для чужих детей и ничего для себя. Зачем такие жертвы? Я в жизни много раз участвовал в диспутах о профессии учителя — и в студенческие годы, и в зрелом возрасте. Мно гое изменилось у меня и в мировоззренческом плане, особенно в идеологии, во взглядах, привычках. Неизменным осталось пред ставление об учительском труде. Это не жертва. Это выбор. Это смысл жизни. Это великое удовольствие и от работы, и от того, в чем ты сам убежден: эту деятельность с этими детьми, на этой земле, в этой школе, в этих условиях никто так, как ты, делать не умеет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz