Дранишников, В. В. «Большое видится на расстоянии...» : записки пожилого мурманчанина (воспоминания, очерки) / В. В. Дранишников. – Мурманск : Просветительский центр "Доброхот", 2012. – 395 с. : фот.

СОЗДАНИЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ СШ № 10 99 экспонаты: немецкие и советские каски, патроны, мины. Попада­ лись неразорвавшиеся гранаты. В блиндажах находили листовки, газеты времен войны, посуду и т. д. Достаточно было организо­ вать три многодневных похода — экспедиции в район боев, на Терский берег, в оленеводческие стада — и был собран огромный материал, достаточный для создания музея. Мы даже вытащили из болота и привезли в школу горно-егерскую пушку. На первый взгляд кажется, что создать музей на Кольской земле, которая так богата разнообразными уникальными истори­ ческими источниками, дело не сложное. Как-то ученик десятого класса проводил экскурсию директорам школ г. Мурманска и на вопрос: «Трудно ли было создавать школьный музей?», с лег­ костью ответил: «Ну, что Вы, какие трудности! Так интересно, здорово. Надо просто ходить в многодневные походы — экспеди­ ции по нашему краю, собирать в рюкзаки экспонаты, а потом, в школе, их изучать и оформлять экспозиции музея». Конечно, очень хорошо, что познавательный интерес ученика стер из памяти огромные трудности, с которыми сталкивались юные краеведы: ежедневные многокилометровые переходы с тяже­ лыми рюкзаками; зимой — мороз, бездорожье; летом — комары... А для учителя это не только затрата огромного времени, физические нагрузки и огромнейшая ответственность за здоровье и жизнь детей. Были другие многочисленные трудности. Во-первых, мы не знали ни теории, ни практики музееведения. Нам надо было научиться вести музейную документацию: уметь оформлять акты приема исторических источников, описывать их, вести строгий учет экспонатов и так далее, а самое главное — обеспечить сохранность собранного краеведческого материала. Решить эту проблему помог Мурманский областной краевед­ ческий музей. Е.С. Павлова, директор музея, взяла под строгий контроль деятельность всех школьных музеев Мурманска и обла­ сти, организовала учебу их руководителей. Возникали и другие, не менее сложные педагогические про­ блемы. Дети с большим желанием ходят в походы по Кольскому краю с целью сбора экспонатов для музея, стойко, достойно переносят физические нагрузки, заинтересованно, по-доброму общаются со старожилами, проявляют в экстремальных услови­ ях сознательную дисциплину. Сколько радости, удовольствия испытывают они, когда после трудного перехода с рюкзаками, за

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz