Дранишников, В. В. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе краеведческой работы : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : (13.00.01 - Теория и история педагогики) / Дранишников Вячеслав Васильевич ; Науч.-исслед. ин-т общих проблем воспитания, Акад. пед. наук СССР. – Москва : [б.и.], 1986. – 19 с.

BKiac краеведов на районных, городских, областных конференциях, слотах туристов-краеведов, анализ школ*мой документации и раз­ нообразных творческих работ школьников (походных дневников, ри­ сунков, фотографий, стихов, сочинений на свободную тему, заме­ ток ь школьной печати, поделок, сувениров и т .д .), свидетель­ ствующих о характере и уровне краеведческой познавательной дея­ тельное; и; бчл таю::е использован метод экспертных оценок; анализ передового и массового опыта работы краеведческих факультативов и школьных ыузеев. Основный методом псследоеания стала многолетняя опытно-экс­ периментальная работа в школе )£ 10 г .Мурманска, где диссертант раоотал одновременно уштелем истории и классным руководителем. Научная новизна исследования состоит в том, что з нем рас­ крыты педагогические условия, определены пути активизации позна­ вательной деятельности учащихся в процессе краеведческой работы, выявлены уровни познавательной активности в краеведении, разра­ ботаны критерии оценки краеведческой рчботы школы и школьного краеведческого музея, разработаны способы взаимосвязи основных форм краеведческой работы с учащимися. Г.оактичоская значимость исследования состоит в разработке и публикации научно-обоснованных методических рекемендаций в ад­ рес руководителей краеведческих факуг'тативов, кружков, школь­ ных краеведческих-музеев по активизации познавательной де .тель- ности в процессе краеведческой работы обдим объемог 14 п.л. В рекомендациях разработаны различные формы потоково-крае­ ведческой работы (операции "Памятл", "Забота", '^олг", "Трудо­ вая доблесть", проведение экскурсий, походов, экспедиций по мес­ там революционной, боевой и трудовой славы советского народа в Заполярье); методика сбора и изучения краеведческих источников и материалов, создания школьного краеведческого муэея; опубли­ кована экспериментальная программа краеведческого факультатива, различи! -) памятки по активизации познавательной деятельности а процессе краеведческой работы; отрывки из творческих работ иных краеведов и т.д. Полученные материалы и выводы мокло иснольао- вать в разработке программ краеведческих (региональных) крупнов и факультативов, а также в разработке программ, спецкурсов * спецпрактикумов по истории, географии, природоведение, педаго­ гике в средних и высших педагогических учебных заведениях. В j ^стоящее время материалы исследования используются в г.Мурман—

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz