Дранишников, В. В. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе краеведческой работы : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : (13.00.01 - Теория и история педагогики) / Дранишников Вячеслав Васильевич ; Науч.-исслед. ин-т общих проблем воспитания, Акад. пед. наук СССР. – Москва : [б.и.], 1986. – 19 с.

- 15 - Целонаправленная краеведческая работа по активизации позна­ вательной деятельности в процессе занятий факультативов способ­ ствовала значительному повыыокии уровня краеведческой познава­ тельно.. деятельности учащихся. Так,у членов факультатива, зани- «аюг;:^:ся по традиционной программе, исследовательский уровень краехг ..ческо:, познавательной деятельности стал составлять 18/и, а у членов факультатива с экспериментальной программой - 35J&. В исследовании разработаны критерии деятельности школьных музеев. Первий критерий - наличие подлинных исторических источ­ ников. показатели: достоверность источников, типичность для местного кран, количество, par ообразие; частота сменяемости экспозиций; количество экспонатов, переданных в фонды Государ­ ственных музеев. Второй критерий - учет и хранение основного фонда и работа с ним. Показатели: наличие актов сдачи-приема, книги поступле­ ний, инвентарной книги, систематизация источников и вспомога­ тельных материалов, наличие картотек, написание "легенд" (пас­ портов) о наиболее интересных экспонатах, наличие охранных обя­ зательств на наиболее ценные экспонаты, наличие специальной ме­ бели, оборудование помещения музея звуковой сигнализацией. Третий критерий - форма сбора исторических источников и ма­ териалов. Показатели: планомерный систематический сбор докумен­ тов и памятников; экспедиционный сбор; прием даров и случайных поступлении; обмен дубликатами с другими !пкольнкми музеями; ин­ тересные формы поисковой работы, возникшие в школе на базе му­ зея. Четвертый критерий - роль и место музея в учебно-воспита­ тельной работе школы, в формировании познавательной и обществен­ ной активности учащихся. Показатели: проведение экскурсий (коли­ чество в течение года), разнообразие тематики, количество и сос­ тав экскурсоводов, особенности их подготовки, состав экскурсан­ тов (учащиеся своей школы, других школ, родители,"шефы и т .д .), наличие книги учета экскурсий и книги отзывов; использование ма­ териалов музея на уроках; проведение уроков в школьном Mysee; связь лузея с педагогическим коллективом, пионерской и комсомоль­ ской организациями; участие школьного музея в городоких и об­ ластных туристско-краеведческих мероприятиях (конференции, сле­ ты, Хибиниады и т .д .); завоевание приэовых мест на городских, областных и республиканских туристско-краеведчеоких мероприятиях.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz