Дранишников, В. В. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе краеведческой работы : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : (13.00.01 - Теория и история педагогики) / Дранишников Вячеслав Васильевич ; Науч.-исслед. ин-т общих проблем воспитания, Акад. пед. наук СССР. – Москва : [б.и.], 1986. – 19 с.
- 15 - Целонаправленная краеведческая работа по активизации позна вательной деятельности в процессе занятий факультативов способ ствовала значительному повыыокии уровня краеведческой познава тельно.. деятельности учащихся. Так,у членов факультатива, зани- «аюг;:^:ся по традиционной программе, исследовательский уровень краехг ..ческо:, познавательной деятельности стал составлять 18/и, а у членов факультатива с экспериментальной программой - 35J&. В исследовании разработаны критерии деятельности школьных музеев. Первий критерий - наличие подлинных исторических источ ников. показатели: достоверность источников, типичность для местного кран, количество, par ообразие; частота сменяемости экспозиций; количество экспонатов, переданных в фонды Государ ственных музеев. Второй критерий - учет и хранение основного фонда и работа с ним. Показатели: наличие актов сдачи-приема, книги поступле ний, инвентарной книги, систематизация источников и вспомога тельных материалов, наличие картотек, написание "легенд" (пас портов) о наиболее интересных экспонатах, наличие охранных обя зательств на наиболее ценные экспонаты, наличие специальной ме бели, оборудование помещения музея звуковой сигнализацией. Третий критерий - форма сбора исторических источников и ма териалов. Показатели: планомерный систематический сбор докумен тов и памятников; экспедиционный сбор; прием даров и случайных поступлении; обмен дубликатами с другими !пкольнкми музеями; ин тересные формы поисковой работы, возникшие в школе на базе му зея. Четвертый критерий - роль и место музея в учебно-воспита тельной работе школы, в формировании познавательной и обществен ной активности учащихся. Показатели: проведение экскурсий (коли чество в течение года), разнообразие тематики, количество и сос тав экскурсоводов, особенности их подготовки, состав экскурсан тов (учащиеся своей школы, других школ, родители,"шефы и т .д .), наличие книги учета экскурсий и книги отзывов; использование ма териалов музея на уроках; проведение уроков в школьном Mysee; связь лузея с педагогическим коллективом, пионерской и комсомоль ской организациями; участие школьного музея в городоких и об ластных туристско-краеведческих мероприятиях (конференции, сле ты, Хибиниады и т .д .); завоевание приэовых мест на городских, областных и республиканских туристско-краеведчеоких мероприятиях.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz