Дранишников, В. В. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе краеведческой работы : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : (13.00.01 - Теория и история педагогики) / Дранишников Вячеслав Васильевич ; Науч.-исслед. ин-т общих проблем воспитания, Акад. пед. наук СССР. – Москва : [б.и.], 1986. – 19 с.

- 13 - локспово-краегедческая дептсльаость, работа по написанию исто­ рик мколм, мсбстмуючего предприпт.ш) . В исс.;«*цсьан;'и предпринята попытка разработать уровни поз- иаьат^лъноя активн: с гк учащихся в краеведческое работе. За ос­ нову сил взг.? характер познавательной деятельности юных краеве­ дов, кот opt:.; обуславливался степенью заинтересованности школьни­ ков краеведческой работой, наличие»! знаний, умений и навыков ее, мотива;.:;; деятельно. ти, степенью самостоятельности и творчества. 1'к выделили четыре уровня. Первый (низший) характеризуется полным отсутствие?: интереса к краеведческой работе. Ученик не имеет элементарных i? асведческих знаний, умений, навыков дане на уровне обязательной учебной программы. Второй уровень (репродук­ тивный) характеризуется неустойчивым интересом к краеведческий работе, л которой ученика привлекает лишь занимательность, но­ визна, необычность материала. Выполняет несложные задания и по­ ручения классного руководителя, учителей, ученического актива, ко по образцу и при постоянном контроле, третий уровень (частич­ но-поисковый) характеризуется проявлением учеником интереса к краеведческой поисковой работе, но интерес частный , узкий к определенным фактам и явлениям без глубокой взаимной связи. Уче­ ник имеет знания, умения и навыки краеведческой работы, обраща­ ется с вопросами сверх программы, владеет некоторыми формами по­ исковой работы. .Четвертый уровень ( исследовательский-) характеризуется про­ явлением учеником глубокого, обобщенного интереса к краеведению и краеведческой работе, наличием хороших знаний, умений и навы­ ков ее. Ученттк самостоятельно ведет поисковую работу з библио­ теке, архиве; умеет собранный материал проанализировать, сгруп­ пировать и обобщить; большая практическая направленность в рабо­ те, выход в познавательной краеведческой деятельности за рамки класса и школы. Для выявления особенностей влияния краеведческого факуль­ татива на активизацию познавательной деятельности учащихся мы ^повременно в течение 10 лет с 1969-1970 по 1979-1980 учебные годы включительно проводили констатирующий и преобразующий экс­ перименты, исследуя 30 членов краеведческого факультатива, за­ нимающихся по экспериментальной программе (две факультативные группы, 10 поисковых групп) и 30 учеников контрольных груш в школе №10 г.Мурманска. В течение этого же времени мы сравнивали

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz