Дранишников, В. В. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе краеведческой работы : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : (13.00.01 - Теория и история педагогики) / Дранишников Вячеслав Васильевич ; Науч.-исслед. ин-т общих проблем воспитания, Акад. пед. наук СССР. – Москва : [б.и.], 1986. – 19 с.
тиьных и субъективных факторов, стимулирующих или тормозящих его развитие. Сочетание этих компонентов осложняется тем, что стремление к сслюстоятельной познавательной деятельности как бы исключает помощь извне, умение не ее осуществлять предполагает определенную степень обученности, которая невозможна без шощи со стороны. Учет этого противоречия вынуждает педагогов постоян но искать оптимальную меру участия в познавательной деятельности воспитанников. Так как в познавательной деятельности наряду с процессами мышления имеют место взимание, память, воля, чувства, одним из педагогических „-словий ее активизации в краеведении является соз дание положительного, э!,оционального отноиеиия учеников к крае ведческой работе, организац"я эмоционально насыщенного педагоги ческого общения. К условиям, стимулирующим познавательную дея тельность,следует отнести состояние психологического комфорта, располагающее школьников к высказыванию собственных суждения и способствующее развитию их творческого потенциала. Стимулирова ло познавательную деятельность и создание системы поогреаия школьников, которая включала присвоение отличившимся краеведам эв; ия "Краевед-консультант", награждение значком "Пазори", ме далью Лучший краевед", право каздого краеведа пользоваться са мому и членом его семьи школьным туристским оборудованием, пра во участвовать во всех школьных, городских и областных тур зт- ско-краеведческих мероприятиях и г.д. В приобщении учащихся к познавательной краеведческой дея тельности большую роль играет нал; je образца для подражания и сопоставления результатов деятельности и поведения. Таким обра зом д-я подражания становились ребята, которые в проплом году окончили факультатив. Они отличались знанием крсеведенил, вос питанностью, доброжелательным отношением к новичкам. С целью активизации познавательной деятельности старве- классникоч в процессе краеведения нами был разработан краевед чески;! факультатив с экспериментальной программой. В экспериментальной программе о целью стимулирования позна вательной активности учащихся мы четко определили понятия и тер мины, которые необходимо усвогть на факультативных занятиях (без них нельзя понять сущности краеведческой работы в пколе) - "кра еведение", "школьное краеведение", "исторический источник", "краеведческий истсчник", "музееведение", "основной и вспомога- II -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz