Дранишников, В. В. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе краеведческой работы : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : (13.00.01 - Теория и история педагогики) / Дранишников Вячеслав Васильевич ; Науч.-исслед. ин-т общих проблем воспитания, Акад. пед. наук СССР. – Москва : [б.и.], 1986. – 19 с.

тиьных и субъективных факторов, стимулирующих или тормозящих его развитие. Сочетание этих компонентов осложняется тем, что стремление к сслюстоятельной познавательной деятельности как бы исключает помощь извне, умение не ее осуществлять предполагает определенную степень обученности, которая невозможна без шощи со стороны. Учет этого противоречия вынуждает педагогов постоян­ но искать оптимальную меру участия в познавательной деятельности воспитанников. Так как в познавательной деятельности наряду с процессами мышления имеют место взимание, память, воля, чувства, одним из педагогических „-словий ее активизации в краеведении является соз­ дание положительного, э!,оционального отноиеиия учеников к крае­ ведческой работе, организац"я эмоционально насыщенного педагоги­ ческого общения. К условиям, стимулирующим познавательную дея­ тельность,следует отнести состояние психологического комфорта, располагающее школьников к высказыванию собственных суждения и способствующее развитию их творческого потенциала. Стимулирова­ ло познавательную деятельность и создание системы поогреаия школьников, которая включала присвоение отличившимся краеведам эв; ия "Краевед-консультант", награждение значком "Пазори", ме­ далью Лучший краевед", право каздого краеведа пользоваться са­ мому и членом его семьи школьным туристским оборудованием, пра­ во участвовать во всех школьных, городских и областных тур зт- ско-краеведческих мероприятиях и г.д. В приобщении учащихся к познавательной краеведческой дея­ тельности большую роль играет нал; je образца для подражания и сопоставления результатов деятельности и поведения. Таким обра­ зом д-я подражания становились ребята, которые в проплом году окончили факультатив. Они отличались знанием крсеведенил, вос­ питанностью, доброжелательным отношением к новичкам. С целью активизации познавательной деятельности старве- классникоч в процессе краеведения нами был разработан краевед­ чески;! факультатив с экспериментальной программой. В экспериментальной программе о целью стимулирования позна­ вательной активности учащихся мы четко определили понятия и тер­ мины, которые необходимо усвогть на факультативных занятиях (без них нельзя понять сущности краеведческой работы в пколе) - "кра­ еведение", "школьное краеведение", "исторический источник", "краеведческий истсчник", "музееведение", "основной и вспомога- II -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz