Дранишников, В. В. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе краеведческой работы : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : (13.00.01 - Теория и история педагогики) / Дранишников Вячеслав Васильевич ; Науч.-исслед. ин-т общих проблем воспитания, Акад. пед. наук СССР. – Москва : [б.и.], 1986. – 19 с.
Голубя, Г .АДружининой, Н.П.Казина, И.П.Кинева, .II -К а::оиа, Д.В.Коцгабы, Н.ГЛохичевой, А.Л.Осталда, И.НЛилат, А.О .Родина, Н.В .Рубановой, М.А.Рябко, В.И .Смирнова, А.Д.Солдатенкова, А.Е. Ставровского, Н.С .Цепляковой, .Н.Якницксго и др. Ваг.ныи вкла дом в развитие теории школьного краеведения стала докторская диссертация П.В.Иванова "Краеведение в системе учебной и в ;пи- тательной работы средней общеобразовательной школы" (Ленинград, ISG9 г . ) . Для нас особый интерес представляли исследования А.А.Боро дай, Г.А .Гришиной, В.НЛхипника, А.С.Хоптяр, которые рассмотре ли вопросы формирования познавательных интересов, познаватель ной активности и творческой деятельности в процессе краеведе ния. Одкако, объектом этих исследований были учащиеся гладкого среднего возраста, проведены они давно, поэтому учение не за трагивали тех проблем и тех форм работы, которые характерны для сегодняшних старшеклассников. Решая проблему поиска путей стимулирования познавательной деятельности школьников в краеведческой работе, мы исходили из сущности понятия "познавательная активность". Т.ШПамова опре деляет ее "как ведущее качество личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стрем лении его к эффективному овладении знаниями и способами дея тельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-во левых усилий на достижение учебно-шзназательной цели"-1-. То есть в процессе активизации познавательной деятельности в комплексе выотупают интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы. Поэтому пути стимулирования познавательной деятельности в процессе краеведения заключены в оптимальном использовании каж дого из перечисленных компонентов и в их органическом единстве и взаимопроникновении. Именно это дает новое качество познава тельной краеведческой деятельности. Ведущая роль принадлежит содержательному компоненту, т .к . потребность к самостоятельной познавательной деятельности зави сит от наличия равносторонних глубоких и прочных знаний, умений И навыков краеведения (музееведения, источниковедения), мето дики поисковой работы и т.д . Стремление к самостоятельной позна вательной деятельност находится в сложной зависимости от объек- * Си.: Т.И.Шамова. Активизация учения школьников.-М.: Педаго гика, 1988. - 10 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz