Дранишников, В. В. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе краеведческой работы : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : (13.00.01 - Теория и история педагогики) / Дранишников Вячеслав Васильевич ; Науч.-исслед. ин-т общих проблем воспитания, Акад. пед. наук СССР. – Москва : [б.и.], 1986. – 19 с.
краеведении, высказывается ряд предложений по улучшению краевед ческой работы в целом и по акти:изации познавательной активнос ти школьников в частности. В ррплоаении даны программы экспери ментального и традиционного краеведческих факультативов, различ ные анкеты, направленные на выявление уровня познавательн 1 ак тивности школьников в краеведческой работе, планы работы краевед ческого музея и клуба "Юный краевед", творческие работы краеве дов (сочинения, отрывки из походных дневников, статей) и т.д. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И БЫЪОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Познавательная активность откосится к социально детермини рованным cBOiicTEa: личности, рассматриваемой марксистско-ленин ском философией кале совокупность общественных отношений. Разви тие познавательной активности обусловлено воздействием на ре бенка окружающей среды, воспитанием и обучением, а также его соб ственной активностью. Ь процессе усвоения социального опыта и педагогически организованного воздействия школьники приобретают знания, умения, навыки. Центральное место в разработке проблемы познавательной ак- ти. ост;: учащихся психологи отводят познавательны- потребностям и интересам. Это объясняется тем, что источником либой актив ности, в том числе и познавательной, ' зляются потребности. Фор мирование познавательных потребностей и интересов исследох голи В .11.Антипова, Г .А .Бокарева, В.Б.Болдарезсккй, В.И.Ильин, К .Г . Морозова, Т.И.Еамова, D.BJEapop, Г.И.Цукина и др. считает важ нейшим условием развития познавательной активности в процессе урочной, внеурочной и внешкольной работы. Разрабатывая проблему формирования познавательной активнос ти, П.Р.Атутов, Н.Г.Дайри, Л.В.Занков, И.Т.Огородников, Н.А.По- ловникоза, Г .И .Щукина и др. раскрывагт условия последовательной и целенаправленной организации гознавательного процесса, обосно вывают педагогическое управление ходом познавательного процесса. Не. нал взгляд, значительный резерв в деле практического ре шения проблемы активизации познавательной деятельности учащихся з учебно-воспитательном процессе заключен в краеведении с его специфическим познавательно-правствснньш содержанием, своими, нн- тереснымЕ для учеников, формами а методами работы. Вопросам школьного краеведения посвящены диссертационные исследования С.Д .Бабашина, Б.В .Вельского, И.И.Бондаренко, СД . - 9 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz