Добычина, Н. Д. Предприниматели Мурмана на рубеже веков / Надежда Добычина. - Мурманск : Север, 2002. - Кн. 1. - 349,[2] с., [4] л. ил.
В XIX в. промышленности России сложилось своего рода разделе ние сфер предпринимательства. С одной стороны - развитие крупной промышленности, ориентированной преимущественно на зажиточного и богатого горожанина, дворянство, царский двор, вывоз за границу. С другой стороны - бурный рост мелкой крестьянской и кустарно-ремес ленной промышленности, ориентированной на широкие народные мас сы, на все многообразие их потребительского спроса с огромным ассор тиментом продукции. Со второй половины XIX в. крупная промышлен ность резко расширяет свой рынок, еще глубже проникая в толщу крестьянства, но домашняя крестьянская и кустарно-ремесленная про мышленность удерживает значительную часть покупательского спроса простого народа, потребности которого крупная промышленность не могла выполнить или считала невыгодным. Крестьянство с огромным многообразием традиционной культуры зачастую предпочитало более близкую по выполнению кустарно-ремесленную продукцию обезличен ной и усредненной фабричной. Между крестьянской и крупной промыш ленностью постоянно шла конкурентная борьба, многие фабриканты вопили истошным голосом о своей погибели и невозможности работать при низких ценах на кустарные изделия. Крестьяне, работавшие на дому, и кустари зачастую были и продавцами своих изделий, что позволяло им еще более успешно конкурировать с крупной промышленностью. Русское предпринимательство было крепко своей родовой преем ственностью и сословной сплоченностью. Купеческие роды поддержи вали друг друга, роднились между собой, создавая своеобразные родо вые унии. Об этом рассказывают росписи купеческих фамилий. Вместе с тем следует отметить, что предпринимательские роды не были замкну той кастой, а постоянно подпитывались и обновлялись снизу, в основ ном из крепостной среды. Развитие частной инициативы путем отмены различных ограниче ний и запретов сопровождалось активной государственной политикой таможенного регулирования, имеющей преимущественно охранитель ный характер. Это означало ограничение допуска на русский рынок товаров, которые были способны серьезно конкурировать с отечествен ными. Конечно, это ослабляло волю к действию русских промышленни ков, но вместе с тем было неизбежно в условиях сохранения феодальных пережитков, не всегда позволяющих на равных конкурировать с за падными товарами. В 1829 г. в Санкт-Петербурге была открыты Первая Всероссийс кая мануфактурная выставка, в которой приняли участие сотни рус ских предпринимателей. Со второй половины XIX в. Россия стала при нимать активное участие во всемирных выставках с разнообразным ас 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz