Добычина, Н. Д. Предприниматели Мурмана на рубеже веков / Надежда Добычина. - Мурманск : Север, 2002. - Кн. 1. - 349,[2] с., [4] л. ил.

помощью энтузиастов «обрело вторую жизнь» и на выстав­ ках уже не просто себя демонстрировало, а поднималось в небо и летало, поражая воображение зрителей, напоминая им о подвиге советского народа в страшнейшей войне XX века и восхищая тысячи людей, - это уже не патриотично?! Найдется ли «честный патриот», который возьмет на себя смелость ответить: почему так ставится вопрос? Уверена, что не отыщется. Ведь чтобы откровенно ответить на вопрос о причинах своего бездействия, «патриоту» надо признать: чтобы вытащить самолетные обломки, реставрировать их и довести до летного состояния, нужно затратить не только массу времени, физических сил, поискового упорства, но и очень много денег, которых нет. Деньги нужно искать у за­ интересованных лиц, суметь привлечь их на каких-либо ус­ ловиях. Надо уметь организовать сложный производственный процесс реставрации, чтобы проект из мечты превратился в реальность. Надо уметь рисковать, в конце концов! Но у тех, кто имеет такие суммы, не всегда появляется желание тратить деньги на желязяки. Чтобы довести «металлолом» до летающего состояния, нужно затратить кучу тысяч долларов. Отреставрированный самолет, конечно, продавать выгоднее! Цена летающего «Спитфайера», а их наберется в мире едва ли около полусот­ ни, достигает 450 тысяч фунтов стерлингов. А затраты во сколько обходятся?! Это - кому как повезет, хотя в Западной Европе цены уже сложились, и они достаточно высоки. Пото­ му что требуется высокая точность применяемых техноло­ гий, большие затраты труда. Например, на реставрацию «Харрикейна» уходит около 45 тысяч человеко-часов, или 1875 суток, или более 5 календарных лет! Еще об одном важном обстоятельстве. Только в после­ днее десятилетие у западных коллекционеров пробудился интерес к самолетам советской армии. Именно благодаря энергии и заинтересованности Артака Мейрояна, Бориса Осятинского, Джита Махала, дело обернулось так, что в начале 90-х годов Смитсониевский музей заказал для своей коллекции знаменитого штурмовика «Ил-2». Вскоре бизнес­ 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz