Добычина, Н. Д. Предприниматели Мурмана на рубеже веков / Надежда Добычина. - Мурманск : Север, 2002. - Кн. 1. - 349,[2] с., [4] л. ил.

рестройка, гласность, обновления, реформы... А распределе­ ние людей по социальным координатам продолжается. Со­ циологизм российской жизни уродливо интерпретирует и очень известное высказывание: « Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Мол, нельзя быть свобод­ ным от общества, так будем жить «как все»: все - честные, и я - честный; все берут взятки, и я беру взятки; все перестро­ ятся, и я - перестроюсь... Традиция считать людей «представителями» - класса, партии, общества в целом - поместила свободу воли в ма­ ленький «винтик», точку социальных координат. (Здесь уме­ стно вспомнить как иллюстрацию картину «Винтики» сотруд­ ника МСНИЦ «Разум», художника с большой буквы, заслу­ женного деятеля культуры РФ, Арви Хуттонена). Да, массовые репрессии - в прошлом. Но социологизм рос­ сийской жизни жив и сегодня. Он «расцветает» элементами и восточных деспотий, и родовых связей, и семейных финансо­ во-политических кланов и т. п. Привычка быть бездумным исполнителем начальственных указаний или предрассудков толпы опять диктует потребность в «дорогом и любимом вожде и учителе». Человек - по прежнему лишь материал «це­ лого» - будь то акционерное общество, партия «Единство» и т. д. Слышатся даже голоса, которые требуют забрать у них свободу, а взамен указать всеобщую истину и правильный путь в... Куда? Железобетонный российский социологизм, как показыва­ ет реальность, массивен, сер, и почти незыблем. Для своего воспроизводства он требует «сильной руки». И многие про­ должают верить в то, что только что в революционном запа­ ле охаяли и от чего хотели избавиться... Без сомнения, конец XX века войдет в историю человече­ ства как новый опыт обновления общества и Человека, опыт обновления социологии. И результат зависит от того, как ско­ ро мы от « человека приспосабливающегося» придем к « чело­ веку свободному », как скоро суверенитет личности станет аб­ солютной ценностью для нас и мы сможем «по капле выдав­ ливать из себя раба». 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz